6+

«В русском обществе сложились две культуры»

Седакова

Ольга Седакова

«Встреча свободной культуры и православной традиции в 70-80-е годы»

Репортаж Даниила Варламова

Январь 2016 г.

Десятые Тихвинские Рождественские образовательные чтения. Репортаж Даниила Варламова. АУДИО

«Традиционализм враждебен традиции». Доклад Александра Архангельского на X Тихвинских Рождественских чтениях. АУДИО

 

В эфире радио «Град Петров» прозвучал доклад поэта, лауреата  международных премий, доктора богословия honoris causa, академика Амвросианской академии (Москва) Ольги Александровны Седаковой на тему «Встреча свободной культуры и православной традиции в 70-80-е годы».

Ольга Седакова:

Моя тема связана непосредственно с основной темой конференции «Традиции и новаторство в культурном и общественном пространстве России ХХ-ХХI веков». Это такой высокий поворот темы – отношение церковной культуры и Церкви c культурой светской: как все это сложилось  в русской традиции и к чему мы пришли к нынешнему моменту.

Как все здесь, конечно, знают, начиная с петровских преобразований в России – и в русском обществе, и в русской культуре – сложились, вообще говоря, две равных культуры. Новая, привезенная с Запада культура стала культурой части населения, а другая часть оставалась нетронутой; это более-менее заслуженное деление: крестьянство, купечество, духовенство оставались наследниками старой культуры, и западное просвещение туда проникало очень немного.

Аристократия – ведущий культурный слой XVIII-XIX веков – приобрел совсем другую культуру, европейского типа, которая была построена на основании двух больших переломов, которых Древняя Русь не знала. Это, прежде всего, Возрождение (Ренессанс) и Просвещение. Эти два мировых события до русской культуры дошли с запозданием и уже своими плодами, а не тем процессом, который драматично происходил на месте их рождения. Тем не менее, культура, которую таким образом наследовали в России послепетровского периода – это европейская культура –  послепросвещенческая, у которой во многом другие установки, для которой очень важна, допустим, роль отдельной личности.

Все достижения этого большого исторического процесса, как бы пропущенного в русских землях, пришли вместе со свободной культурой… Все жанры, способы, методы писания, стиль — все это было усвоено по западноевропейским моделям.

Древнерусская литература не знала ни романа, ни элегии, ни эпиграммы. Музыка не знала симфоний или концертов. Древнерусская культура продолжалась, собственно говоря, вплоть до XVIII века. У нас было очень долгое средневековье, которое было сломано достаточно резко. Восприняв эти образцы, русские художники, писатели, мыслители внесли туда свои краски, свою тональность. Так же в свое время было и с усвоением византийского наследства, которое тоже было депортировано на Русь, но имеет свои совершенно своеобразные черты.

 

Полную версию слушайте в АУДИО:

Наверх

Рейтинг@Mail.ru