6+

В нашем городе открылся музей «Керамарх»

Репортаж Екатерины Степановой

Открытие музея архитектурной керамики «Керамарх» в Петропавловской крепости

5 октября 2018 г.

АУДИО + ТЕКСТ + ФОТО

 

5 октября в Государственном музее истории Санкт-Петербурга открылась новая постоянная экспозиция, посвященная архитектурной керамике – музей «Керамарх».

 

Основу этой новой музейной экспозиции составляют предметы из фонда архитектурных деталей Музея истории города. Инициатором создания нового музея выступила Реставрационно-строительная производственная компания «Паллада», а коллекция керамики директора компании Константина Викторовича Лихолата дополняет экспозицию музея. В нее также вошли экспонаты, предоставленные другими музеями – это и Государственный Эрмитаж, ГМЗ «Петергоф», научно-исследовательский музей РАХ и многие другие.

 

На пресс-конференции, посвященной торжественному открытию нового музея, участники, организаторы и создатели экспозиции рассказали о том, как она создавалась и что на ней представлено.

 

Константин Викторович Лихолат, автор идеи, руководитель проекта музея архитектурной керамики:

 

«Шли мы к этому проекту очень долго. Идея зародилась в 2012 году. Сейчас здесь 400 кв. м. экспозиции, но это только первый этап. Далее нас ждет открытие других помещений, которые еще лучше будут показывать всю обильность форм, красок, которые может показать архитектурная керамика. Богатая коллекция Музея истории города, частная коллекция не только моя, но и других коллекционеров, других музеев – наших партнеров – все они отозвались и предоставили свои экспонаты, которые вы можете увидеть.

 

Конечно, архитектурная керамика смотрится в архитектуре. Но то, что собрали музеи это, увы, утраченные изделия, утраченные вещи, многое будет показано в руинированном состоянии. И вам придется представлять, как это было красиво. Но для того и создан этот проект, чтобы привлечь к этому больше внимания.

 

Вы стоите на археологических стеклянных витринах, на которых представлены изразцы города Выборга – вот в таком состоянии доходят эти прекрасные экспонаты до рук реставраторов и хранителей нашего музея, хранителей Музея истории города и частных коллекционеров. Это важно показать, важно привлечь к этому внимание.

 

Все эти экспонаты, печи, которые вы увидите, раньше украшали квартиры нашего прекрасного города. Но многие не ценили и выбрасывали их. Это факт. Для многих было ценнее поставить какой-то элемент мебели и сделать акцент на каком-то телевизионном приборе или еще чем-то. И мы могли подобные вещи потерять совсем. Поэтому интерес нашего предприятия был сохранить, преумножить и показать это сейчас вам»

 

Мария Леонидовна Макогонова, историк архитектуры, куратор экспозиции музея «Керамарх»:

 

«Петербург часто называют музеем архитектуры. Но, в то же время, в нашем городе музея архитектуры в классическом понимании нет. И, казалось бы, зачем он нужен – ходи по улицам, смотри и изучай историю архитектуры. Та экспозиция, которую мы открыли, очень хорошо показывает «зачем».

 

Наш город очень многим обязан керамике. Прежде всего потому, что он построен из кирпича. Петербург город керамический. Это керамика, которая находится и за штукатуркой фасадов, это керамика, которая украшает фасады, и это керамика, которая находится в интерьерах. Очень часто это та керамика, которую мы не видим, про которую мы не знаем, которая утрачена, которая не дошла до наших дней. На экспозиции этого музея показано то, что невозможно увидеть в городе. Оно было собрано Музеем истории Петербурга, который в 60-е –70-е годы – тогда это был Музей истории Ленинграда – вел то, что я бы назвала – ну вот были спасательные археологические работы, а это я бы назвала спасательные демонтажи. И это были не только аварийные здания, но это были здания, которые шли на капремонт, и это были здания, предназначенные к сносу.

 

В одном из залов изумительное совершенно панно с фасадов церкви Анны Кашинской мастерской «Гельдвейн и Ваулина». Здание это сохранилось, но снимали панно именно потому, что планировалось эту церковь разрушить. Троицкую церковь на улице Марата разрушили. Ее нет. И простые, рядовые жители нашего города, ленинградцы, в грудах строительного мусора, оставшегося после того, как эту церковь снесли, на ее руинах собирали эти изразцы замечательные, фрагменты архитектурного убранства, хранили у себя дома, а потом отнесли в музей. Поэтому та экспозиция, которую мы открыли, это не только экспозиция об архитектурной керамике. Я бы сказала, что это экспозиция еще о петербургской архитектуре.

 

Очень хорошее место, очень хорошие залы, но и их нам не хватило – так много прекрасных экспонатов. Чтобы полноценно показать как можно больше, не ограничиваться какими-то отдельными штрихами, мы остановились на революции, мы остановились на 17-м году. Послереволюционная история архитектурной керамики это уже совсем другая история, и хотелось бы ее показать в дальнейшем отдельно»

 

Ольга Борисовна Ушакова, архитектор:

 

«Я очень ждала появление этого музея, очень хотела поучаствовать в этой работе и благодарна судьбе, за то, что мне это удалось. Вы видите, что мы находимся в казематах. Эти помещения крайне не приспособлены для демонстрации керамики: узкие, длинные, высокие. Когда мы начали монтировать выставку, разнородность экспонатов, их разная сохранность, разный цвет привели нас к идее очень яркого цветового решения залов. Именно это позволило нам объединить разнородный материал, продемонстрировать его лучшим образом. Мы сознательно уходили от изображения фотографического, потому что в городе очень многие здания сохранились, и это такой прием немного вчерашнего дня. Мы ввели архитектурную графику – чертежи, схематические изображения печей, т.е. то, как мыслит архитектор: линией, плоскостью и что в результате получается.

 

Хотела еще вот на что обратить внимание. У меня есть личный почти двадцатилетний археологический опыт. И доставая из раскопа керамику, поражаешься, с одной стороны, ее хрупкости, а с другой стороны, ее прочности. Она вечна. Когда ее складываешь, изображение, полива, форма — это все остается на века. И вот это парадоксальное сочетание хрупкости и вечности мы хотели в этом музее вам продемонстрировать. Но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»

 

Своей название – «Керамарх» – музей получил от древнего титула греческих чиновников, наблюдавших за производством керамики, или, по мнению некоторых специалистов, так называли самих владельцев керамических мастерских. В любом случае, это древнее слово очень хорошо подходит к названию нового музея.

 

Новый музей архитектурной керамики расположился в Государевом бастионе Петропавловской крепости. Это сразу налево от Петровских ворот.

 

На выставке также представлены изделия компании «Паллада», являющиеся реконструкцией или созданные по мотивам образцов XVIII – начала XX веков.

 

Полностью слушайте в аудио.

 

Аудио, фото – Екатерина Степанова.

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru