«В христианской традиции очень много символики, с которой нужно знакомиться, которую нужно изучать, чтобы понимать смысл»

Koryhalov-2

Программа «Пастырский час»

Прямой эфир 21 января 2016 г., 20:30

Программу ведет иерей Артемий Корыхалов

 

Вопрос:  Здравствуйте, батюшка. Что такое нимбы на иконах? Что они означают? Нельзя писать иконы без нимбов?

Отвечает священник Артемий Корыхалов:  Нимб на иконе – это символ святости. Святые, Божия Матерь изображаются с нимбом, ореолом святости, знаком святой жизни человека. Есть и другие различные символы, у иконы очень богатая символика.

Икона предназначается для молитвы. Это образ, предназначенный, чтобы перед ним возносить молитву. И, видя образ, возносить свои мысли к первообразу, тому, кто изображен на иконе (Бог, Пресвятая Богородица, тот или иной святой). Икона – наша помощница в молитве. Помогает нашему уму сконцентрироваться, возвыситься к духовному миру. Таким образом, у иконы есть свое функциональное назначение.

Например, в контексте праздника Крещения Господня можно вспомнить про икону праздника Богоявления – Крещения Господня.

Традиционно на иконах Крещения изображаются река Иордан, Христос, Иоанн Креститель, также ангелов изображают на иконах Крещения. Есть еще интересный момент: иногда можно встретить изображение старца, сидящего недалеко от реки Иордан или в самих водах. Спрашивают: что это за изображение? Что за старик? Это – персонификация вод реки Иордан. Это античная традиция, согласно которой стихии или материальные сущности могли изображаться символически.

Например, стих псалма: «Моря виде и побеже, Иордан возвратися вспять» (Псалом 113).  «Моря виде и побеже» – это  отсылка к событиям Ветхого Завета – прохождению Моисея сквозь море, когда оно расступилось. В этом новозаветные авторы видели символ Крещения, омывания водами. О море и о реке говорится в человеческих категориях, понятиях. Может быть, поэтому существует такая церковная традиция персонифицированного изображения вод. Поэтому в вопросе символики иконы надо всякий раз смотреть, обращаться к разным специальным  источникам, что-то в Интернете можно найти безусловно.

Кстати говоря, здесь могу привести мнение, подкрепленное данными современных библейских исследований, профессора Санкт-Петербургской духовной академии архимандрита Ианнуария (Ивлиева), что само описание в Евангелиях события Крещения – это тоже икона. Это не просто историческое описание, хронологическое фиксирование произошедших событий, а такое иконографическое описание, в котором – глубокая символика.

И святыни тоже могут пониматься как символы нашего соединения с Богом. Само слово символ образовано от греческого «соединяю». Христианские  святыни – это мостики, которые соединяют нас с Богом. Посредством святынь мы получаем благодать, мы приобщаемся к благодати. Например, в этом отношении святая вода (крещенская или освященная малым чином) – символ нашего духовного обновления, через который мы получаем от Господа благодать. И сами эти святыни несут в себе не только и не столько символическое значение, но и реальным образом, онтологически содержат в себе, условно говоря, частицы благодати, которая через них действует. Они  наполнены благодатью и мы с их помощью черпаем эту благодать.

 

Текст: О.Б.Качаева

Наверх

Рейтинг@Mail.ru