Александро-Мариинское училище для слепых с церковью святой Марии Магдалины (ул. профессора Попова, дом 37)

Лада Елецкая: Здравствуйте, мы продолжаем наш цикл «Невидимый Петербург», и у нас в гостях автор этого цикла Татьяна Александровна Трефилова. Сегодня она нам расскажет о доме №37, который находится на улице профессора Попова. Это на Петроградской стороне. Итак, Татьяна Александровна, что же находилось раньше в этом здании?

Татьяна Трефилова: Раньше в этом здании находилось Александро-Мариинское училище для слепых с церковью святой Марии Магдалины. И даже сейчас, проходя по улице профессора Попова, можно обратить внимание на это старинное здание кирпичной, как называли, архитектуры. И, если внимательно посмотреть на этот дом, то наверху на фасаде здания можно увидеть кресты, выложенные из кирпича, и на самой крыше звонница для колоколов. Окна звонницы сейчас забиты досками. А на нынешнем фасаде этого старинного дома можно прочитать, что это шестой корпус Лениградского Электротехнического института и Якутского Университета высоких технологий в Санкт-Петербурге. А раньше, как я говорила, это здание принадлежало Александро-Мариинскому училищу слепых.

Лада Елецкая: Когда же построили этот дом?

Татьяна Трефилова: Это здание было заложено в 1888 году в Неделю о слепом. Тогда состоялась торжественная закладка этого нового здания для училища слепых. На молебен прибыл сам митрополит Санкт-Петербургский Антоний Вадковский, присутствовали лейб-окулист, почетные гости и председатель Попечительства о слепых Константин Карлович Грот. После молебна состоялся завтрак, на котором Константин Карлович Грот рассказал об истории призрения слепых в России.

Лада Елецкая: Можно поподробнее, что же рассказал Константин Карлович Грот? Какова история призрения слепых в России?

Татьяна Трефилова: Нужно сказать, что история призрения слепых в России началась с 1803 года, когда император Александр Первый пригласил в Россию известного французского тифлопедагога Валентина Гаюи и поручил ему создать в Санкт-Петербурге училище для слепых. И вот с большим трудом, с большими сложностями это училище было создано. В училище было совсем не много учеников, и первоначально оно находилось в Михайловском замке, тогда, когда после смерти императора Павла Первого там находились казенные квартиры частных лиц. Потом, когда в Михайловском замке разместилось Инженерное училище, то училище для слепых перевели на Литейный проспект, дом 31, и там была освящена церковь во имя Спаса Исцелившего слепца. Ну а позже, училище для слепых переехало в Иссидоровский дом убогих на Чкаловском проспекте, дом 22. И при Иссидоровском доме убогих был создан Императорский институт слепых. Вот так формулировались цели о создании Института для слепых: «Дать возможность всем слепым заниматься, избавив их от тяжелого и опасного бремени праздности. Бедным слепцам следует доставить источник заработка, спасающего их от прошения милостыни и от нищеты. И всякий человек, потерявший зрение, имеет право на утешение, которое необходимо доставить ему всеми средствами, выработанными в области образования слепых».

Лада Елецкая: Я слышала, что до революции существовало Попечительство о слепых, возглавлял его как раз Константин Карлович Грот. Что это было за Попечительство?

Татьяна Трефилова: Это Попечительство было создано в 1878 году по инициативе императрицы Марии Александровны, супруги императора Александра Второго. После русско-турецкой войны осталось много раненых, которые ослепли. И для того, чтобы призреть их, дать им возможность заработка, были созданы убежища для слепых воинов, где ослепших солдат обучали ремеслу. И вот когда императрице Марии Александровне была принесена первая корзина, сплетенная в этом приюте руками слепых солдат, то она была так тронута этим, что тут же заказала слепым корзинки для придворной кухни и возглавила Попечительство о слепых России. И вот во главе этого Попечительства встал Константин Карлович Грот.

Лада Елецкая: А правда ли, что слепые не только замечательно плели корзинки, но еще и музицировали, что в этом проявился талант у слепых людей?

Татьяна Трефилова: Действительно, традиционно считается, что при потере зрения обостряется слух, и в том числе, музыкальный. Всем вам, наверное, известен рассказ Короленко «Слепой музыкант» о слепом мальчике с абсолютным музыкальным слухом. В обучении слепых людей большое внимание уделялось обучению музыке. Их учили играть на различных инструментах, и в актовом зале училища для слепых неоднократно проходили вокальные, инструментальные концерты, на которых вся программа выполнялась слепыми детьми. Для слепых детей, способных к обучению, был введен такой предмет как настройка роялей, и слепые ученики вслепую настраивали рояли. А наиболее способные обучались также управлять церковным хором и петь в церковном хоре. Нужно сказать, что церковное пение было одним из важных предметов в обучении слепых детей.

Лада Елецкая: Интересно, а среди настройщиков роялей, я имею в виду среди профессиональных настройщиков, слепые были?

Татьяна Трефилова: Да, до революции были. Их специально к этому готовили.

Лада Елецкая: То есть это ремесло слепого человека. Ведь не так много, наверное, чему может научиться слепой человек и работать потом, когда он уже вырос, правильно?

Татьяна Трефилова: Действительно, слепота делает нас беспомощными. И слепые дети при поступлении в училище часто не умели ходить, одеваться, кушать самостоятельно, но их учили. И если у человека был сохранен интеллект, хорошие музыкальные способности, родители не оставляли его, то он мог вполне приобрести специальность настройщика роялей.

Лада Елецкая: А каким специальностям еще учили?

Татьяна Трефилова: Тут были различные мастерские при училище для слепых. Основное их ремесло было плетение корзин и изготовление щеток, но наиболее способные, как я уже говорила, могли управлять церковным хором вслепую и настраивать рояли.

Лада Елецкая: Давайте вернемся к фигуре Константина Карловича Грота, как везде пишут, господина Грота. Его именем названа улица в Петербурге, есть памятник, который когда-то находился возле дома №37 по улице профессора Попова, но, в принципе, мы о нем ничего не знаем. Что это был за человек?

Татьяна Трефилова: Константин Карлович Грот родился в 1815 году и был родным братом академика Якова Карловича Грота. Учились братья Гроты в Царскосельском Лицее. И после окончания Лицея Константин Карлович Грот занимал важные государственные должности: он был членом Государственного Совета, он был Саратовским губернатором. Он изучал тюремное дело и был Председателем Международного тюремного Конгресса в Стокгольме, и при его участии был принят новый тюремный проект, способствовавший улучшению положения заключенных. После Турецкой войны он организовал убежище для ослепших солдат и обучал их ремеслу. Он отдался этому делу со всей энергией и любовью, изучив лучший зарубежный опыт. Он умер в 1897 году. Отпевали его в Петербурге. Он был лютеранского вероисповедания, и отпевали его в лютеранской церкви святой Екатерины на Большом проспекте Васильевского острова. На отпевании присутствовали многие известные люди, в том числе Великий князь Михаил Николаевич, Анатолий Федорович Кони и Петр Петрович Семенов-Тянь-Шанский, который состоял с ним в родстве. А похоронили Константина Карловича Гротта в Гельсинфорсе, в Хельсинки, куда увезли его гроб. И на русском кладбище города Хельсинки сейчас сохранилась его могила. Через несколько лет после смерти Константина Карловича Грота в 1906 году по проекту архитектора Антокольского около училища слепых в Петербурге был поставлен ему памятник. И у подножия этого памятника слепая девочка, читающая книгу по Брайлю. Сейчас на Петроградской стороне, совсем недалеко от училища слепых, сохранилась улица Грота. Кто такой Грот, к сожалению, знают немногие. И когда я спрашивала одного человека, знает ли, он в честь кого названа улица Грота, то ответ был такой – ну, наверно, какой-то там грот был. Грот, наверно, имеется в виду ущелье в скале. И имя такого замечательного человека – Константина Карловича Грота – сейчас, конечно, в России забыто. После революции это училище закрыли, церковь закрыли, памятник Константину Карловичу Гроту перенесли в новое здание школы для слепых, которое находится сейчас на проспекте Шаумяна, дом 44. И во дворе новой школы для слепых находится памятник Константину Карловичу Гроту. Нужно сказать, что новое здание школы для слепых на проспекте Шаумяна совсем не приспособлено для нужд слепых. А вот проект, составленный при участии Константина Карловича Грота и при участии его друга профессора Бютнера, директора Королевского Дрезденского Института слепых, был составлен специально для нужд незрячих людей. Автор проекта был известный архитектор Томишко. Было построено здание, специально приспособленное для проживания в нем незрячих людей. Особенностью было то, что была четкая планировка, все углы в здании были закруглены, чтобы дети не стукались, были классы, рукодельные мастерские, спальни, библиотека и лазарет. При училище был большой сад для прогулок слепых с высокими поребриками на дорожках, по которым можно было ориентироваться ногой. Здание рассчитано было на сто двадцать слепых обоего пола. Дети поступали в училище в шестилетнем возрасте. Многие не умели ходить, стоять, одеваться, есть самостоятельно. В училище было три отделения. Первое, приготовительное отделение, в котором находились дети от шести до десяти лет. Было учебное, школьное отделение, где были дети от десяти до пятнадцати лет. И ремесленное отделение, где находились от пятнадцати до двадцати лет, до момента выхода из этого училища.

Лада Елецкая: Расскажите о храме, который был в этом училище, когда его освятили, и историю храма.

Татьяна Трефилова: Как я уже сказала, даже сейчас, проходя по улице профессора Попова, можно заметить, что в этом здании когда-то находился храм. Сохранились кресты на фасаде здания, сохранилась звонница на крыше этого училища. А вот торжественное открытие училища и освящение храма состоялось 29 мая 1890 года, всего через два года после закладки здания, и опять же в Неделю о слепом, в Высочайшем присутствии Государя Императора Александра Третьего и Императрицы Марии Федоровны, и поэтому училищу были присвоены Их Высочайшие имена. Оно так и называлось – Александро-Мариинское училище слепых в честь Императорской Четы. Церковь находилась на третьем этаже и представляла собой большую светлую залу. Вокруг всей залы по стенам у потолка бордюром были написаны изречения из евангельской притчи о слепом. Весь чин освящения, и Литургию, и молебен пел хор слепых детей. В их воспитании церковному пению придавалось очень большое значение. И слепая девочка из хора наизусть прочитала часы перед Литургией. Проповедь после Литургии произнес митрополит Антоний. Потом после Литургии он обратился к слепым детям, войдя в их класс, с вопросом: «Дети, вы узнаете меня по голосу?». «Да!», и дети тут же узнали голос правящего архиерея митрополита Антония Вадковского. В этом храме во время богослужения всегда пел хор слепых детей.

Лада Елецкая: Вокруг здания есть еще несколько домов, которые по архитектуре напоминают само здание училища. Это какой-то комплекс был, или это все-таки отдельные дома?

Татьяна Трефилова: Действительно, на улице профессора Попова есть дома, очень напоминающие по архитектуре само училище. Здесь, вокруг училища, в конце девятнадцатого – начале двадцатого века сложился целый городок для нужд слепых детей. Там были следующие для них учреждения: мастерские для взрослых слепых в этом же здании, тут же находился Николаево-Александринский дом для призрения слепых мужчин, и также был приют для слепых женщин на Песочной улице, дом 39, был также приют для семейных слепых, где они могли жить, образуя свою семью. При Николаево-Александринском приюте была своя типография для печатания книг по Брайлю. А до того, как училище еще не имело своей типографии, был образован дамский благотворительный кружок, члены которого переписывали вручную книги для слепых людей.

Лада Елецкая: Что еще в Петербурге было для слепых, какие учреждения, кроме этого училища?

Татьяна Трефилова: Кроме этого училища, в которое поступали люди из разных губерний, там, где не было своих учреждений для слепых, в Петербурге был еще приют княжон Волконских для слепых женщин. Он находился на Саперном переулке, дом 7, тоже с домовой церковью на третьем этаже. В деревне Мурзинка было женское ремесленное училище имени графини Апраксиной, в котором ткацкому ремеслу, грамоте и музыке обучались девушки в возрасте от шестнадцати до двадцати пяти лет. Предполагалось, что по окончании этого училища они будут возвращены в свои семьи, чтобы жить своим трудом. Также в Павловске на Солдатской улице был приют для слепых и увечных низших воинских чинов имени генерала Юревича. Этот приют был рассчитан на двенадцать мест. На 1-й линии Васильевского острова в доме № 58 был специализированный магазин, где продавались изделия, сделанные руками слепых людей. Выпускался журнал «Слепец», он так и назывался. Он выходил в двух вариантах: для чтения слепыми по Брайлю, и обычными буквами для чтения зрячими людьми. Был еще один журнал, который издавался в Петербурге и назывался «Досуг слепых». Он также печатался по Брайлю. По распоряжению Святейшего Синода ежегодно в неделю о слепом во всех церквях России священники произносили особую проповедь о призрении слепых с призывом к пожертвованию. Ежегодно в течение этой недели проходил кружечный сбор по всей в России на нужды слепых людей. То есть всю неделю о слепом по всей России собирались средства для нужд слепых. В содержании их принимала участие вся Россия.


Материал для сайта подготовлен при поддержке Православного общества «Азбука веры»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru