Лада Елецкая: Здравствуйте, мы продолжаем наш цикл..." />
6+

Училище глухонемых. Гороховая улица, дом 18

Лада Елецкая: Здравствуйте, мы продолжаем наш цикл «Невидимый Петербург», и у нас в гостях Татьяна Александровна Трефилова. Сегодня она нам расскажет о доме №18 по Гороховой улице. Итак, Татьяна Александровна, что же это за дом?

Татьяна Трефилова: Это старинное здание находится почти на углу набережной реки Мойки, недалеко от Красного моста. На высоте второго этажа здание украшено колоннами, а завершается портиком, на котором сейчас нет креста. Войти в это здание можно со стороны Педагогического Университета имени Герцена. Сейчас это двадцатый корпус Педагогического Университета. В университетский двор выходит закругленная алтарная апсида этого храма. Я сама когда-то училась в Герценовском институте, и тогда еще думала, что это за полукруглый выступ. До революции здесь находилось Императорское училище глухонемых с церковью святых апостолов Петра и Павла. Это училище находилось на территории воспитательного дома. И училище здесь размещалось с 1817 года, но история его началась гораздо раньше.
Поводом для открытия первого училища для глухонемых в Санкт-Петербурге стала встреча императрицы Марии Федоровны, супруги Императора Павла Первого, с глухонемым мальчиком Александром Меллером в Павловском парке. Во время прогулки императрица встретила свою знакомую придворную даму, которая гуляла с племянником. Заговорив с мальчиком, императрица с удивлением поняла, что он не слышит и не может отвечать. Из разговоров с его тетей генеральшей Ахвердовой, муж которой был воспитателем Великих князей, императрица Мария Федоровна узнала, что из шести детей в семье ее брата трое глухонемых. Императрица серьезно задумалась над судьбой этого ребенка. Дала мальчику конфет, приласкала его, и предложила тут же отправить его за границу, так как за границей училища глухонемых уже были, а в России еще не было. Но родители не захотели расставаться со своими детьми. И вот на следующий день на прогулке в Павловском парке императрица снова встречает тетю с глухонемым племянником. Она обратилась к тете со словами о том, что мысли о мальчике не дали ей заснуть целую ночь, она до утра думала об участи его и подобных ему детей. И буквально в этот же день она поручила выписать из-за границы одного из наиболее известных профессоров, чтобы учредить в Санкт-Петербурге училище глухонемых. В том же 1806 году был выписан из Польши ксендз и профессор Сигмунд, и он основал в том же 1806 году первое опытное училище глухонемых. Оно находилось сначала в Павловске, содержалось на деньги императрицы. В первый же год в училище было девять детей: четыре мальчика и пять девочек. И первыми учениками этого училища были племянники генеральши Ахвердовой. В 1810 году, через четыре года, училище было переведено в Санкт-Петербург и поначалу оно размещалось во Вдовьем доме на территории Смольного института, тоже основанного императрицей Марией Федоровной, а с 1817 года училище находится по этому адресу, на Гороховой улице, дом 18.

Лада Елецкая: Интересно, почему только девять детей было принято? Ведь в Петербурге наверняка жило гораздо больше глухонемых детей. Может быть, это было связано с тем, что они были дворянские дети?

Татьяна Трефилова: Это было первое училище, опытное, и оно было рассчитано на такое количество детей. В дальнейшем училище расширялось, детей становилось все больше и больше, и в середине девятнадцатого века в училище было уже более ста человек. Одиннадцать детей было в первый год существования училища.

Лада Елецкая: Чему учили в этом училище глухонемых? Чем-то отличалось обучение от сегодняшнего времени? Сейчас ведь тоже есть обучение глухонемых детей.

Татьяна Трефилова: Целью этого учебного заведения было воспитание и образование, как общее, так и ремесленное детей обоего пола, родившихся глухонемыми или оглохших от болезни с потерей дара слова. И в это училище принимались дети маленькими. Приемный возраст был от семи до девяти лет. Обучали их здесь в течение десяти лет. В этом училище учились и дети бедных родителей, и дети богатых родителей, так как известно, что болезнь не выбирает. Условия содержания их были различные. Дети богатых родителей, которые учились в этом училище, имели отдельную комнату, простые жили в общих комнатах. В классе было от восьми до двенадцати человек. Нужно сказать, что в 1867 году это училище посетил президент Вашингтонской коллегии глухонемых профессор Галлоде. Перед своим приездом в Петербург он посетил уже 37 училищ глухонемых в десяти европейских странах. Но, посетив Санкт-Петербургское училище глухонемых, он писал, что, по его мнению, нигде в Европе не воспитывают глухонемых так добросовестно и успешно, как в Санкт-Петербургском училище. Американский гость так же отметил, что помещение института весьма приспособлено и хорошо расположено. Здание красиво, и внутреннее устройство превосходит виденное им в Европе и лучше того, что он мог видеть в Америке. Но особенно его поразило то, что многие ученики могут произносить слова и многие могут читать вслух, а не только пользуются жестовой речью.

Лада Елецкая: Я слышала, что глухонемые дети очень хорошо рисуют. Правда ли это?

Татьяна Трефилова: Да, это действительно так, это такая компенсаторная возможность организма. Известно, что слепые дети хорошо поют, у них обострен слух, а глухонемые дети часто, действительно, очень хорошо рисуют. На эту способность глухонемых детей к рисованию обратила внимание еще императрица Мария Федоровна. И она способствовала тому, что наиболее талантливых учеников училища глухонемых отдавали на выучку к известным художникам. Так, например, у художника Венецианова учился глухонемой ученик Александр Беллер, который потом стал преподавателем рисования в этом училище и написал двенадцать праздничных икон для храма училища. Глухонемых детей, способных к рисованию, обучали и живописи, и иконописи. Они были талантливыми иконописцами. Известно, например, что в храме святого Георгия Победоносца при Главном Штабе на Дворцовой площади на стенах висели копии картин религиозного содержания из Эрмитажа, выполненные глухонемыми художниками.

Лада Елецкая: Как складывались судьбы выпускников училища? Может быть, кто-то из них стал известным в каком-то своем деле – известным художником или известным писателем?

Татьяна Трефилова: Наверное, таких людей, которые стали бы известны всем, я назвать не могу. Но могу сказать, что многие выпускники этого училища после его окончания могли продолжить образование в обычных учебных заведениях, так как они владели устной речью. И некоторые из них служили на государственной службе, многие стали преподавателями этого же училища для глухонемых в Санкт-Петербурге и помогали своим собратьям по несчастью. Многие были отправлены в училища в других городах и организовали там также училища для глухонемых учеников. Были среди выпускников и ремесленники и торговцы, но особенно, как я уже сказала, было много живописцев и иконописцев. Так, например, один выпускник училища глухонемых стал преподавателем художественного чистописания в Санкт-Петербургском торговом училище. Был, оказывается, такой предмет – художественное чистописание. А другой выпускник этого училища был рисовальщик медицинских препаратов при Крестовоздвиженской общине сестер милосердия. То есть в мир после этого выходили люди, приспособленные к жизни. Поскольку ученики сразу после окончания училища не могли себе сразу найти места служения, порой и места жизни, то был создан приют, где они могли находиться после окончания училища до того момента, когда они найдут себе подходящее место.

Лада Елецкая: А как сложилась судьба того мальчика, который встретился императрице Марии Федоровне, с которого началась история этого училища?

Татьяна Трефилова: Судьба этого мальчика описана им самим. После того, как Александр Меллер закончил училище глухонемых, он не мог себе сразу найти место службы. И опять судьба свела его как бы в случайной встрече с императрицей Марией Федоровной, и она, узнав о его трудностях, сама устроила на службу в собственную Ея Императорского Величества Канцелярию, где он, обладая хорошим почерком, занимался перепиской бумаг, и сам написал о себе и о своей встрече с императрицей Марией Федоровной. Он прожил долгую жизнь, и жизнь его складывалась благополучно.

Лада Елецкая: А что еще в Петербурге было для глухонемых детей и взрослых?

Татьяна Трефилова: Надо сказать, что в России существовало Попечительство о глухонемых императрицы Марии Федоровны, деятельность которого распространялась по всей России. И вот в 1914 году это Попечительство обратилось с воззванием по благословению Святого Синода ко всему народу, и по благословению Святого Синода во всех храмах Империи производился сбор пожертвований на призрение и воспитание глухонемых. Воззвание начиналось словами «Обращение к братиям христианам», и говорилось о людях, лишенных слуха и речи, и через это отрезанных от общения с людьми. Они не могли услышать слова ласки, сострадания, утешения от близких и не могли высказать, что у них на душе, поделиться своими переживаниями с самыми дорогими людьми. Надо сказать, что деятельность этого училища постепенно разрушала ту преграду, которая существовала между глухонемыми людьми и обществом, которое на первых порах даже не признавала возможности образования для глухонемых детей. Нужно сказать, что это Попечение входило в Ведомство Учреждений Императрицы Марии, и канцелярия этого Попечительства находилась на территории Воспитательного дома – Казанская улица, дом 7. В Петербурге было еще одно училище глухонемых. Оно находилось в деревне Мурзинка. Деревня Мурзинка – это нынешний Невский район, нынешний адрес – Прогонный переулок, дом 7. И хотя в Петербурге уже было одно большое Императорское Училище глухонемых, но в начале двадцатого века было решено создать еще одно училище для нужд глухонемых, так как общество в этом нуждалось. И вот в деревне Мурзинка, на земле, подаренной графом Апраксиным и на его пожертвования, был специально построен дом с церковью во имя Святой Троицы, где также разместились мастерские, больница, школа-приют для глухонемых детей. В эту школу принимали детей обоего пола всякого сословия и уроженцев различных губерний и областей России. И нужно сказать, что восемьдесят шесть процентов учеников в этом училище учились бесплатно, и лишь за четырнадцать процентов детей вносили плату их родители. В начале двадцатого века в этом училище было более ста учеников. Также в Петербурге издавался журнал, журнал «Вестник Попечительства Императрицы Марии Федоровны о глухонемых». Сейчас здание училища глухонемых деревни Мурзинка занято предприятием, которое носит название «Учпрофстрой». А здание Императорского училища глухонемых занято корпусами Педагогического Университета имени Герцена.

Лада Елецкая: За обучение в училище на Гороховой, 18 родители богатых детей платили или нет?

Татьяна Трефилова: Да. Туда принимались бесплатно в первую очередь дети-сироты из Воспитательного дома, также бесплатно принимались дети бедных родителей, а за детей из обеспеченных семей плату вносили их родители.

Лада Елецкая: Татьяна Александровна, а теперь давайте поговорим о церкви, которая находилась прямо в здании училища глухонемых.

Татьяна Трефилова: Церковь находилась на третьем этаже Императорского училища для глухонемых и была освящена в 1821 году во имя святых апостолов Петра и Павла. На крыше здания помещался крест, которого сейчас недостает храму. Эта церковь была очень важным этапом в деле воспитания глухонемых детей. В этой церкви служили священники, в обязанности которых входило знание жестовой речи глухонемых. Богослужение проводилось обычным, во время богослужения пел хор, пение которого не могли слышать глухонемые воспитанники. Во время богослужения священник не пользовался жестовой речью, но обычно в самые важные моменты богослужения кто-то из старших воспитанников либо преподавателей выходил посредине храма и переводил для неслышащих богослужение на жестовый язык. Смысл богослужения объяснялся ученикам на уроках Закона Божия при помощи письма или жестов. Естественно, что исповедь принималась в училище письменно либо на языке жестов. В эту церковь не допускались посторонние, но они помещались на хорах этого храма.

Лада Елецкая: Что было с храмом после революции?

Татьяна Трефилова: В начале 1918 года храм сделали приходским, то есть упразднили сурдоперевод, а в 1923 году ликвидировали окончательно. В здании училища разместились факультеты Педагогического института имени Герцена. И получилось, что глухонемые люди на многие годы советской власти были лишены возможности слышать Слово Божие. Нужно сказать, что этим уже в 80-90-е годы хорошо воспользовались иеговисты. Они первыми обратили внимание на глухонемых людей, выучили их язык, занялись активной проповедью среди глухонемых людей. И поэтому не удивительно, что очень большая часть глухонемых людей в Петербурге стала иеговистами.

Лада Елецкая: А сейчас что находится в этом храме?

Татьяна Трефилова: В 1996 году, то есть десять лет тому назад, православная община Педагогического института обратилась к ректору с просьбой об открытии этого храма, так как другие два храма на территории института (там был еще храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, где находится клуб института, был еще храм во имя равноапостольной Марии Магдалины) закрыты, и здания их невозможно по каким-то причинам передать под храм. И был передан именно этот храм, находящийся на третьем этаже исторического факультета. В 1997 году была отслужена первая литургия. С 1999 года назначен в этот храм постоянный священник – отец Артемий Скрипкин. И с этого года стали проводиться регулярные богослужения. А вот 8 октября 2000 года была отслужена первая в нашем городе Литургия для глухонемых и слабослышащих людей с сурдорпереводом. Сейчас община этого храма ведет работу с глухонемыми, живущими в Санкт-Петербурге. Для них проводятся паломничества с сурдорпереводом. Каждое четвертое воскресенье месяца также проводится Литургия с сурдрпереводом, и каждое воскресенье в четырнадцать часов служится молебен с сурдрпереводом для глухих и слабослышащих людей нашего города.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru