fbpx
6+

«Такая огромная неизведанная земля»

Программа Екатерины Степановой

«Русский Север»

Информационное обозрение. Выпуск 48

Эфир 27 декабря 2017 г., 10:45

 

В невской куртине Петропавловской крепости открыта выставка «Образы Севера». Это третья выставка проекта «Освоение Севера. Тысяча лет успеха». И эта выставка завершает первый год проекта «Три столицы: северное измерение». Об открытии мы рассказывали в прошлом выпуске, а сегодня, прежде чем перейти к небольшой радиэкскурсии, нам бы хотелось намного поговорить о том, какие именно образы севера сложились в представлении жителей России и иностранцев.

 

Рассказывает куратор выставки – ученый секретарь Музея истории Санкт-Петербурга Ирина Александровна Карпенко:

 

«Для жителей Московского государства, а потом и Российской империи, конечно, было представление, что такое север. Это представление было свое собственное, отличавшееся от представления иностранных путешественников. Те, кто жил, скажем, на территории Москвы или Ярославля, или Костромы в средневековье или в XVII веке, совершенно не считали, что они живут где-то на севере. Т.е. если для иностранных путешественников Москва была столицей непонятного огромного северного холодного государства, где все время лежит снег и по улицам бродят медведи, то для жителей средней полосы это совершенно не считалось севером. Север находился где-то очень далеко и делился, если можно так сказать, на три пространства. Это действительно далекое для москвичей, костромичей, суздальцев направление Сибири. Такая огромная неизведанная земля, которая находится где-то очень далеко, неосвоенный край, где живут люди, не говорящие на нашем языке, у которых какие-то свои своеобразные верования, обряды, обычаи. Но эта земля очень богатая, и эта земля неизведанная.

Другое направление – это старые русские города, который находились действительно значительно севернее от Москвы, а потом точно так же они воспринимались и петербуржцами. Это то, что называем мы сейчас Русским Севером. Это Архангельск, это Вологда, это Онега, Тотьма, Кемь, Пермь. Это те территории, на которых очень давно существовали русские города, территории, которые успешно развивались, которые успешно торговали и с другими государствами, но это было то, что называлось северной территорией Российского государства, в обиходе – Русский Север. То, что входило в Новгородские земли, но значительно севернее самого Новгорода. Но Новгород тоже не считался таким уж крайним севером.

А что касается других пространств, то были представления русского человека о каких-то неизведанных северных землях, как о том месте, где живут те, кого называли самоедами. Это такая совсем экзотика. Где-то там, на побережье Белого холодного моря, живут какие-то непонятные племена, которые ездят на оленях.

Это третье направление, которое существовало в представление русского человека, потому что есть всем известные воспоминания о путешествии по Московскому государству Адама Олеария, и вот он как раз очень подробно описывает свой путь до Москвы и все, что он видит в Москве, описывает наши обычаи, конечно, он описывает русскую зиму и рассказывает о том, как здесь холодно, нередки обморожения, когда ты зимой выйдешь на улицу, а также он рассказывает очень интересную историю, как к Московскому царю приехали самоеды и показывали северного оленя при дворе. Это тоже было очень интересно и завлекательно для иностранных путешественников. И из этого текста понятно, что эта северная экзотика даже в представлении людей XVII столетия существовала. Это не имеет отношения к Скандинавии непосредственно. Это, видимо, такой собирательный образ разных северных племен, которые живут где-то на побережье Баренцева моря, Белого моря.

 

Ирина Карпенко

 

Если говорить о взглядах правителей Российского государства, то всем известна история, которая связана с правлением Анны Иоанновны, когда зимой на Неве строился Ледяной дом во время свадьбы ее шута. Там же ко всему этому было приурочено особое событие. Для нее был устроен парад народностей Российской империи. Т.е. матушка-царица хотела посмотреть, кем она, собственно говоря, правит. В том числе там представляли себя те народности северные, которые входили в состав Российской империи на тот момент. Вот эта попытка осознать, что же из себя представляет Российская империя, кто здесь живет, долго происходила.

Как ни странно, это нашло отражение в разного вида искусствах. Например, на Императорском фарфоровом заводе уже в конце XVIII века появились первые статуэтки, которые изображали разные северные народности. Мы сейчас уже привыкли к тому, как эти народности выглядят. Но к этому постепенно, в течение двухсот лет жителей Российского государства приучали разные издания, разные рисунки, которые постоянно выходили на материалах различных этнографических экспедиций. В XVIII столетии были организованы экспедиции от Академии наук на север, в разные северные города, когда ученые ехали изучать земли с экономической точки зрения, для того, чтобы картографировать эти северные земли. Но в том числе они и рисовали жителей этих северных земель, рисовали их жилища, тех животных, которые живут рядом с этими стоянками. Откуда, собственно, все и узнали, как он выглядит, этот северный олень. Постепенно север был освоен русским человеком. Уже можно было понять, как выглядят, чем отличаются разные народности. А в конце XIX века даже специальные учебные пособия создавались для гимназий. Существовали разные карты, разные специальные такие пазлы, когда вы должны были понять, из чего состоит эта огромная Российская империя и кто там живет. И дети, учась в школе, должны были по картинке узнавать, где тут русский человек, где житель петербургской губернии, где житель Кавказа, а где тот самый самоед, как он выглядит.

 

Не секрет, что в Петербурге в качестве сувенира или в качестве эмблемы используют изображение белого медведя. И я задалась вопросом: откуда пошла эта традиция? А оказалось, что это было связано с экспедицией Вильяма Баренца, который и открыл Баренцево море, в честь кого оно так и названо. И вот на Новой Земле эта экспедиция столкнулась с белым медведем, который был прекрасно известен новгородцам, а вот для европейцев это было новое столкновение. И вот очень интересно посмотреть на то, как изображали этих фантастических белых медведей европейцы. Это  даже частично отразилось в геральдике. Потому что в геральдике кроме бурого медведя существует и другой – его в просторечии можно назвать белым, потому что он для нас белый, а для геральдистов он серебряный медведь».

 

К европейским образам севера мы обратимся в следующем выпуске.

 

Аудио, фото – Екатерина Степанова.

 


 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru