Святая Земля в Эрмитаже

Приложение к программе «Время Эрмитажа»

Репортаж Екатерины Степановой

Открытие выставки «Православие в Святой Земле. Альфа и Омега»

28 сентября 2017 г.

АУДИО + ФОТО

 

28 сентября 2017 г. на третьем этаже Зимнего дворца была представлена выставка «Православие в Святой Земле. Альфа и Омега». На открытии экспозиции присутствовали губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, ректор Санкт-Петербургских духовных школ архиепископ Петергофский Амвросий, представители разных религиозных конфессий.

 

С приветственным словом к собравшимся обратился генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский.

 

Михаил Пиотровский:

«У нас сегодня замечательный день. Он как страница средневековой рукописи – слова, миниатюры, сливающиеся вместе. Мы утро начали с международной конференции, посвященной христианскому Востоку, а сейчас мы с радостью показываем выставку, посвященную Святой Земле, образу Святой Земли.

Святая Земля есть всегда и везде. Ее приносят с собой паломники. Люди приносят ее в виде фотографий сегодня, раньше в виде таких вот «Топографий Святой Земли», в виде сувениров, иногда очень дорогих, иногда очень простых. Все это вместе и есть то настроение, тот дух Святой Земли, который приносят оттуда люди, который существует повсюду в мире, существует он и здесь в Эрмитаже.

Это место, которое свято для многих конфессий. На выставке в основном Православие представлено, но начинается она с Ветхого Завета – с литографий Шагала, далее посредине будет Рембрандт из нашей коллекции, кругом замечательные иконы, каждая со своей историей, и удивительные фотографии наших эрмитажных фотографов. Один из них недавно скоропостижно ушел от нас – Валерий Зубаров. Там есть его фотографии и висит его портрет.

Вот этот образ – иконы со славянскими надписями, новейшие греческие иконы, разные памятные вещи, дары, связанные с нашими императорами, и со всеми многочисленными связочками, которые есть между Петербургом, Эрмитажем, Россией и Святой Землей.

 

 

Я очень благодарен коллегам, которые готовили эту выставку. Вы увидите, что она совершенно необычная, очень много неожиданного и необыкновенного. Изумительное настроение, напоминающее нам о христианском Востоке, к которому Россия тоже относится. И том, как всю эту благодать, которая есть, на самом деле надо защищать, потому вся она находится под угрозой, полыхают огни по всему Ближнему Востоку, и святость, благородство, чистота, красота – все это находится под угрозой, к каким бы конфессиям они ни принадлежали.

Я благодарен всем гостям, которые пришли сегодня – здесь есть представители и Православной Церкви, и Армянской Апостольской Церкви, представители мусульман, иудаизма, все здесь, потому что для всех эта Святая Земля есть Святая Земля. И все вместе будем продолжать все то, что всегда продолжал Эрмитаж в своих коллекциях и исследованиях – диалог культур, лучшим показателем которого является Святая Земля, где этот диалог шел тогда, когда были сражения. Это отличает 21-й век от всех предыдущих. Во все предыдущие века люди умели и сражаться, и как-то общаться. Сейчас они или общаются, или сражаются.

Я предоставляю слово Георгию Сергеевичу Полтавченко, губернатору Санкт-Петербурга».

 

Георгий Полтавченко:

«Я искренне поздравляю вас с открытием этой замечательной выставки. Она является логичным продолжением конференции, которая проходит в Эрмитаже – «Христианский Восток», и посвящена дорогому, наверно, для многих и многих миллионов людей месту – Святой Земле. Святой Земле, которую христиане напрямую связывают с земной жизнью Иисуса Христа. Но это земля, на которой встречаются три основные мировые религии, в которую мечтают и мечтали попасть многие поколения людей многие столетия, тысячелетия даже, и которая сейчас, во время высоких скоростей, достаточно доступна. И каждый раз встреча со Святой Землей – это праздник для человека верующего, какую бы религию он ни исповедовал. И эта выставка дает нам возможность еще раз прикоснуться к великим святыням, к великой тайне Святой Земли, задуматься, что мы живем в очень небольшом и хрупком мире. И пожелать, задумавшись об этом, уметь слышать, слушать и уважать друг друга, потому что все мы творения Божии и все перед Богом равны. Хочу поблагодарить за организацию этой выставки. Уверен, что она затронет многие сердца. Спасибо большое».

 

Со словами приветствия к собравшимся обратился ректор Санкт-Петербургской духовной академии архиепископ Петергофский Амвросий.

 

Архиепископ Амвросий:

«Русского человека всегда привлекало место, связанное с рождением, земной жизнью, страданием и воскресением Господа нашего Иисуса Христа, с местами, связанными с Божией Матерью, апостолами, с ветхозаветными пророками и новозаветными праведниками. Именно поэтому еще в царское время в Святой Земле была учреждена Русская православная миссия, за основание и развитие которой мы благодарны прежде всего епископу Порфирию (Успенскому), архимандриту Антонину (Капустину). Много участков на Святой Земле было куплено в царские времена. И многие участки до сих пор принадлежат и нашему отечеству, и Русской Православной Церкви. Там находятся храмы, которые принимают паломников, дают возможность поклониться местам, связанным с земной жизнью Спасителя, и посетить, и прикоснуться к той священной истории, которая легла в основу многих наших православных праздников. Все это Церковь сохраняет в своей памяти и возобновляет в современной жизни через молитвы, через богослужения, через те священные тексты, которые черпают вдохновение у преподобных, живших в Святой Земле.

Есть в Гефсимании и святыни, связанные с нашим трагическим недавним прошлым – мощи пострадавших вместе святых преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары.

Каждую Великую Субботу русские иерархи молятся вместе с Иерусалимским Патриархом чинопоследованием, которое мы именуем «Молитва о Святой Земле». И эта молитва совершается во всех храмах Русской Православной Церкви. Мы желаем мира этой Богом благословенной земле, мира, который подчас нарушается и раздирается страстями человеческими. И мне хотелось бы пожелать, чтобы тот мир, который мы имеем здесь в Петербурге между представителями разных религий, был бы примером в том числе и для Святой Земли».

 

Куратор выставки Юрий Александрович Пятницкий, старший научный сотрудник отдела Востока, рассказал о некоторых экспонатах, представленных на выставке.

 

Вопрос:

Экспонат «Топография Палестины» — очень неожиданный образ. Ожидается по названию, что какое-то изображение будет, в большей степени отсылающее к старине. И если не смотреть на подпись, то трудно поверить, что речь вообще идет о христианстве.

 

Юрий Пятницкий:

«Это особенность искусства Святой Земли, которое обладает своим таким восточным ярким вкусом. Специфическая иконография, связанная с прославлением именно этих мест. Поэтому вот эти иконы, которые могли видеть паломники и приобрести в Святой Земле во время паломничества, они иногда, несмотря на свой низкий художественный уровень и неканоничность, были привлекательны для паломников, потому что это привезено оттуда. Это перекрывало все.

У нас в Эрмитаже довольно хорошая коллекция сиро-палестинских икон с арабскими надписями, несколько из них подписано довольно известными мастерами, и это составляет основу. Но другая группа – это вещи, которые изготовлялись, например, в Вифлееме для паломников, в основном славян. Надписи на них славянские. Но нельзя сказать, что мастер, который писал икону, он был русский или славянин. На самом деле он мог быть и грек, он мог быть и араб, он мог быть и еврей. Надписи он брал с печатной продукции, с графики, с листовок каких-то, и подписывал, потому что рассчитывал, что эти вещи будут куплены православными паломниками из России.

Или резные перламутровые раковины – огромный пласт культуры. В основном резали мелькиты, арабоязычные мастера. Главным центром был Вифлеем, который славился очень художественной резьбою. И есть раковины, на которых греческие надписи, есть латинские, то есть в расчете на разные категории паломников. Есть традиционные православные сюжеты, а есть, например, «Поклонение Младенцу» – сюжет, скопированный из западной графики, из итальянской живописи.

Попытки как-то поднять уровень, сделать настоящую красивую живопись, они, к сожалению, в конце XIX века ни к чему не привели. У нас есть две иконы, которые мы взяли из Музея истории религии. Одна из них – дар Иерусалимского Патриарха Елизаветинской общине сестер милосердия. Она выполнена уже в русском стиле. И, несмотря на особенность сюжета, необычность, неканоничность всей этой композиции  «Воскресения Христова», в художественном отношении они сильно проигрывают. Это все-таки более низкий уровень даже по сравнению с «Рождеством Богоматери» вифлеемских мастеров. Локальная школа – более глубокая, более интересная, более живая, может быть более красочная. Вот это и привлекало всех в этих произведениях.

Экспозиция начинается с иллюстраций к Ветхому Завету Марка Шагала, десять листов.

Перламутровые раковины не только из собрания Эрмитажа. Две вещи представлены из собрания Новгородского музея. Это уникальные вещи. Одна из них связана с Александром I и с графиней Орловой-Чесменской, а вторая – дар Антиохийского Патриарха Григория IV. Орлова-Чесменская, дочь Алексея Орлова, была весьма религиозна, она подарила в Юрьев монастырь в Новгороде специально сделанный замечательный Крест в серебре. В середине вставлена раковина, поднесенная Александру I, о чем есть надпись на обороте».

 

Выставка в залах № 397-394 Зимнего дворца продлится до 14 января 2018 года.

 

Аудио, фото – Екатерина Степанова.

 


 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru