«Мы с вами переживаем по поводу Донбасса, Украины, Сирии – а в Петербурге убивают 500 младенцев в день»

_Дягилев

Программа Александра Крупинина

«Неделя»

Прямой эфир 27 сентября 2015 г.

В программе Александра Крупинина «Неделя» события прошедшей седмицы комментирует протоиерей Александр Дягилев, настоятель храма во имя святого благоверного князя Александра Невского в Красном Селе

  • 22 сентября состоялось заседание Санкт-Петербургской епархиальной комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства. «Бэби-боксы» стимулируют незадачливую мать оставлять ребенка или это реальный шанс спасения его от смерти? 
  • В Санкт-Петербурге делается 500 абортов в день.  
  • Обсуждение проекта документа «О церковном браке»: в каких случаях можно венчать без регистрации? Что такое любовь? Справедливо ли утверждение, что церковное венчание дает гарантию, что и в загробной жизни венчанные супруги будут вместе? Почему некоторые избранники Божии Ветхого Завета имели гаремы?
  • Вопрос о подлинности «екатеринбургских останков»: можно ли ее точно установить?
  • Выставка современного искусства в манеже. Как Церковь относится к погромам в залах выставки и к оскорблению чувств верующих?

Александр Крупинин: Насколько я знаю, на этой неделе были события, в которых Вы принимали участие.

Протоиерей Александр Дягилев: На минувшей неделе, 22 сентября, состоялось заседание Санкт-Петербургской епархиальной комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, и состоялись слушания проекта нового общецерковного документа «О церковном браке».

Касательно первого: основной темой было противоабортное консультирование, и встал вопрос «бэби-боксов». Ситуация неоднозначная, потому что у людей, которые занимаются этими «бэби-боксами» вполне здравые побуждения, потому что периодически правоохранительные органы находят то в помойке, в мусоросборнике трупики новорожденных малышей. И с этой точки зрения, как шанс спасти человеческую жизнь, это возможность без лишних хлопот и оформления документов просто не на помойку выбросить, а хотя бы положить туда, где этого ребеночка примут. И там есть определенная система, по которой, если будет зафиксировано время или есть какой-нибудь опознавательный знак – то потом, через какое-то время, мама могла бы еще передумать и взять его обратно. Аргументы против «бэби-боксов»: это стимулирует не материнство, а облегчает возможность от ребенка избавиться. Кроме того, не доказано прямой связи между теми детишками, которых мамочки выкидывают в помойки, и теми детьми, которых приносят в «бэби-боксы». Не факт, что если бы не было «бэби бокса», она бы его обязательно убила – такой прямой связи нет, потому что чаще всего выбрасывают на помойки мамочки с повреждением психики и чаще всего из неблагополучных слоев общества, а в «бэби боксы» чаще приносят запеленатых детишек, аккуратненьких. Вопрос спорный, государственными законами не регулируется.

АК: А Ваше мнение каково?

АД: Пожалуй, я за то, чтобы они были, но не за то, чтобы они были широко распространены – на каждом углу: хочешь сдать ребенка – положи его сюда. Здесь вопрос, насколько мы появлением этой системы «бэби боксов» реально снижаем процент «инфантицида» – убийства ребенка.

…когда выбор стоит: на помойку или в «бэби бокс», лучше в «бэби бокс».

АК: Может быть, мы уменьшаем процент абортов: человек может думать, что я не буду делать аборт, а лучше я его в этот «бэби бокс» положу.

АД: В общем и целом, я – за. Это при том, что я слышу аргументы их противников, главный из которых – стоит ли это делать при каких-то госучреждениях, типа роддомов, за федеральный бюджет, или лучше эти федеральные деньги направить на что-нибудь другое, типа поддержки неблагополучных матерей и несовершеннолетних беременных, чтобы они все-таки, родив, не выкидывали ребенка. То есть, стимулировать не оставление ребенка, а стимулировать материнство. Но когда выбор стоит: на помойку или в «бэби бокс», лучше в «бэби бокс».

Но главная тема на заседании была – профилактика абортов: что с этим можно сделать, и в первую очередь, возможность предабортного консультирования с участием священнослужителей. Хотя незадолго до комиссии ко мне пришла женщина-акушер, которая пыталась уговаривать таких пациенток – не удается. Потому что если человек готов на какие-то консультации с представителями религиозных конфессий, то, скорее всего, он и так бы до аборта не дошел. Но что-то делать надо. Ко мне обратилась одна организация, которая хочет провести некий «молебен на воде» в Петербурге, и они хотят  после молебна на воду Невы спустить 500 венков из цветов. Потому что в среднем, в нашем городе делается 500 абортов в день, в память об этих малышах. Мы с вами переживаем по поводу Донбасса, Украины, Сирии – а в Петербурге убивают 500 младенцев в день. А что можно сделать – тоже вопрос непростой.

АК: Этот вопрос не решить какими-то административными мерами, это вопрос ментальности людей.

Мы с вами переживаем по поводу Донбасса, Украины, Сирии – а в Петербурге убивают 500 младенцев в день.

АД: Самое лучшее – это не запрет аборта, а чтобы люди его просто не делали. Проанализировать, что толкает людей, почему они выбирают этот путь.

А второе событие – это слушание и обсуждение проекта нового общецерковного документа «О церковном браке». Значительная часть документа посвящена теме, кого можно венчать, кого нельзя, а также разбирались ситуации разводов. Говорили о том, можно ли венчать без регистрации: в документе прописано, что в исключительных случаях возможно такое венчание. Дальше перечисляются эти случаи: если это накануне длительного расставания, в случае войны, в случае смертельного заболевания. Но тут возникает вопрос – перечисленные причины – скорее, повод для развода, а не для немедленного венчания. Брак – это рука и сердце. Сердце – это любовь, а рука – это опора. И если человек, прося, чтобы его обвенчали, тут же лишает супругу своей опоры (уходя на войну, куда-то еще далеко и надолго, связав ее при этом венчанием) – хорошо ли это? Или если человек смертельно болен, то почему вы не обвенчались раньше, и здесь еще появляется некое суеверие, что если люди в венчанном браке, то обязательно «там» они будут вместе. Я знаю, к сожалению, некоторые случаи, когда наши священники позволяют себе венчать без регистрации. Многие священники говорили, что необходимо вести беседы перед венчанием, тем более, что существует церковный документ, в котором прямо сказано, что недопустимо совершение Таинства крещения над взрослыми без подготовки, а для детей – без подготовки крестных, и также недопустимо совершение Таинства венчания без подготовки.

…и здесь еще появляется некое суеверие, что если люди в венчанном браке, то обязательно «там» они будут вместе.

АК: И что решили на этом совещании?

АД: Что нужно строже относиться к таким случаям. И вот если бы, например, настоятеля какого-нибудь крупного храма наказали за то, что у него нет катехизации – это был бы пример, может быть, это встряхнуло бы всю епархию. Недостаток места для катехизации – это не причина ее не проводить. У нас в храме тоже нет определенного места для этих целей, но мы прямо в храме, сбоку при входе выдели место, ставим скамейки, и там по субботам подготавливаем людей к таинствам крещения и венчания.

Таинство венчания без подготовки так же недопустимо, как и Таинство крещения.

АК: Вы сказали, что это суеверие, что венчанные люди будут вместе и после смерти. Но это стойкая уверенность многих людей, многие на это надеются.  Для чего люди вообще венчаются?

АД: Любой брак – это рука и сердце. Причем многие считают, что любовь – это чувство. Большая ошибка. Любовь – это совокупность разных чувств, плюс сознательный выбор. Эрих Фромм вообще говорил, что любовь – это активная заинтересованность в жизни и развитии объекта любви. Иначе бы не было заповеди «люби Бога, люби ближнего», если бы это было лишь случайно вспыхивающее чувство. Это выбор, человек выбирает, кого любить, кого не любить. А с другой стороны брак – это рука, опора. Я беру на себя некие обязательства, для верующего человека:  не только перед людьми, но и перед Богом. Но поскольку в нашем современном государстве обязательства, взятые перед Богом, не подразумевают обязательств перед людьми (и мы знаем многие случаи, когда и верующие люди вели себя в венчанном, но не зарегистрированном браке хуже язычников), то зарегистрированный брак – это  хотя бы некая ответственность. То есть, я свою любовь доказываю тем, что готов нести последствия перед людьми и перед Богом того, что я делаю выбор и хочу, чтобы ты была моей женой (или моим мужем), и что буду тянуть эту лямку если даже ты станешь инвалидом, или мы обеднеем – все равно мы будем вместе. Что касается венчания, то в наши дни, к сожалению, таинство венчания не подразумевает руки, а только сердце. Для верующего человека немыслимо, если мы оба верующие, и начиная такое серьезное дело, как брак, не просим у Бога благословения.

Недостаток места для катехизации – это не причина ее не проводить.

АК: Тема семьи еще на этой неделе прозвучала не только в нашей епархии, но даже в конгрессе США выступал Папа Римский Франциск, и одной из главных его тем была тема семьи.

Вопрос слушателя: Мне кажется, что после венчания души венчающихся должны быть вместе. Господь Сам сказал, что оставит человек мать и отца своего и прилепится к жене своей и будут вместе одна плоть. И апостол Павел говорит: откуда ты знаешь, верующий муж, что ты  не спасешь неверующую жену, и наоборот. Венчание – это такое таинство, которое соединяет людей воедино.

Многие считают, что любовь – это чувство. Большая ошибка.

АД: «Будут вместе одна плоть» здесь, на земле. А дальше – Господь решает.

АК: «Должны» – в смысле «было бы правильно».

АД: Может быть, и, в идеале, в раю. Но Господь говорил, что будут двое в одном доме, один возьмется, другой оставится. Господь говорил «Я пришел разделить», «… не мир принес, но меч», «…разделить отца с чадами своими, невестку и свекровь» – так или иначе, меч суда Божия, разделения всего человечества, кто по правую руку, кто по левую руку – он пройдет по всему человечеству, он пройдет через семьи. И в каком-то смысле каждый человек спасает свою душу. Я допускаю, что если человек, даже пытающийся спастись, например, благочестивая женщина, пытающаяся спасти своего мужа, совершающего страшные грехи, она искренне пыталась его исправить, но не смогла, что Господь  сподобит ее рая за многие муки, претерпленные ею, а он, к сожалению, будет не в раю.

В наши дни, к сожалению, брак не подразумевает руки, а только сердце.

АК: Так каково ей будет в раю знать, что ее любимый муж мучается?

АД: А про это Силуан Афонский писал, что не нам знать судьбы Божии, но у праведников не будет скорбей. Не переживайте, Господь устроит как-нибудь. У Клайва Льюиса есть интересное произведение «Расторжение брака», но это не о разводе церковном, а о рае и аде. Там людям, находящимся в аду, предоставляется возможность экскурсии в рай. Когда они туда приезжают, им предлагают там остаться, и подавляющее большинство выбирает вернуться обратно. У каждого свои причины для этого. Профессор Осипов в своей лекции ссылался на одного из святых отцов, говоря, что ад – это место, созданное по благости Божией для тех, кто не хочет быть с Богом. Для грешника в аду плохо, тяжело, страшно, мучительно, скорбно, но в раю оказаться – еще более мучительно – перед лицом Бога, которого всю жизнь не любил, а даже ненавидел.

Меч суда Божия, разделения всего человечества, кто по правую руку, кто по левую руку – он пройдет и через семьи.

Вопрос слушателя: Есть явные избранники Божии, помазанники – царь Давид, Соломон. У них были гаремы. Почему они не могли прилепиться к одной женщине и быть одним целым?

АД: Изначальный замысел Божий о человеке – это один мужчина и одна женщина. Далее, уже в состоянии грехопадения, началось то, что люди стали убивать друг друга, причем, прежде всего гибли мужчины. Кроме того, у человечества появилась цель, которой изначально тоже не было – выжить, и духовная цель – спасти свою душу. Люди ждали, что придет Мессия (Христос) и людям, которым были даны обетования, обещания, что из их потомков родится Мессия, у них была цель – произвести  этих потомков  как можно больше, чтобы их линия не пресеклась. Одна женщина в состоянии дать жизнь только одному ребенку за год, мужчина же может сделать беременными много женщин. А поскольку мужчин просто физически стало меньше, чем женщин, вследствие многочисленных войн, убийств и других причин, то Господь это людям попустил, как некоторое разрешение уже в состоянии грехопадения, иметь нескольких жен. Но сейчас Мессия уже пришел, поэтому цели дать потомство любой ценой уже нет и Христос в Евангелии восстанавливает изначальную чистоту и изначальную идею брака, как постоянного союза только одного мужчины и одной женщины, с добавкой, которой нет в Ветхом Завете, «что Бог сочетал, человек да не разлучает». Вопрос Ему был задан о разводе: Христос в принципе против развода. Для спасения души должны быть люди, которые берут на себя подвиг безбрачия (монахи), но это путь избранных, путь не всех. Сам факт, что это делается для спасения, говорит о ненормальности этой ситуации (раз кого-то надо спасать). Потому что изначальный замысел Бога о человеке – Бог хочет, чтобы люди жили в браке. Согласно Библии заповедь о браке прозвучала еще в Раю, еще до грехопадения. Человек, который живет семейной жизнью, самим фактом того, что он хранит верность своей супруге (супругу), вместе несут тяготы друг друга, они являются малой церковью и выполняют заповедь Божию о любви друг к другу, ближнему, к тому самому, который рядом с тобой.

Tsars-marturs

Очень важным был факт, что впоследствии были найдены неподалеку останки еще двух людей, которых как раз недоставало.

АК: По поводу очередного всплеска интереса к «екатеринбургским останкам», новая эксгумация была проведена, в чем смысл всего этого?

АД: В 1998 году были обнаружены «екатеринбургские останки», они были признаны останками царской семьи, были перенесены в Петропавловский собор, но Церковь тогда заявила, что имеющихся данных недостаточно для признания их останками императорской семьи. И тогда Церковь потребовала дополнительных доказательств, тем более, что были какие-то основания говорить, что это не подлинные останки. Церковь тогда не заявила, что это подлог, хотя некоторые церковные люди так заявляли, но от лица Церкви говорилось только то, что требуются дополнительные доказательства. Очень важным был факт, что впоследствии были найдены неподалеку останки еще двух людей, которых как раз недоставало. Та информация, которая есть у меня, говорит за то, что эти останки подлинные. И нужно поставить какую-то точку над i, тем более, что теперешние технологии генетической экспертизы позволяют идентифицировать родство почти со 100% точностью. Главное, чтобы это было проведено честно и хорошо, чтобы в комиссии, которая сейчас это будет делать, были представители Церкви, которым доверяют. Если все-таки это подлинные останки, их нужно почитать как святые мощи и они должны занять свое должное место. Если же это не подлинные останки, их нужно похоронить где-нибудь с честью, потому что, скорее всего, это люди, замученные большевиками.

20090531151022!Икона_Собор_святых_новомучеников_и_исповедников_российских

АК: Следующая тема (она еще летняя, но мы не можем обойти ее своим вниманием, потому что она связана с такими людьми, которые называют себя «православными активистами культуры и искусства»). На 10 суток арестовали активиста Дмитрия Цорионова (Энтео), чувства которого оскорбила выставка скульптур.

АД: Если выставка оскорбляет чувства – ну и не ходи на эту выставку.

АК: Может быть, не знал, пришел, раз – и оскорбился.

Есть такое понятие, как экстремизм. Позиция такая: «есть две точки зрения, одна моя, другая неправильная».

АД: Мы можем, побывав на какой-то выставке, на спектакле, высказать свое мнение: например, здесь, в эфире сказать: «Братья и сестры! Мне было крайне неприятно там быть и я вам не советую туда ходить». Дальше уже ваш выбор – пойти или не пойти, кто-то прислушается к вашему совету. И если в итоге люди вообще перестанут ходить на эти выставки, они просто закроются. Потому что у всех этих выставок есть некая коммерческая составляющая, а тут получилась чуть ли не реклама.

Есть такое понятие, как экстремизм. Энтео известен достаточно радикальной позицией по многим вопросам. Позиция такая: «есть две точки зрения, одна моя, другая неправильная». Движение называется «Божья воля», то есть «я знаю Божию волю» – я громлю, навожу погромы, но я знаю, что моя точка зрения – это Божья воля.

АК: Характерно, что такая организация как «Исламское государство» тоже занимается погромами, они уничтожили Пальмиру.

АД: Если Дмитрия Энтео запустить в Пальмиру, дать ему тротил, я не исключаю, что он тоже бы заявил, что языческие капища надо взрывать.

Цель Церкви – не на земле порядок навести, а достучаться до каждой души, чтобы она жила по заповедям Божиим, несмотря на то, что творится вокруг нее.

АК: В этом есть такой культурный негативизм, непонимание  культуры, ее самоценности, такой религиозный фанатизм. Например, те же талибы, которые уничтожали статую Будды, представляющую очень большую историческую и культурную ценность. Церковь ведь не может такие вещи поддерживать?

АД: Разумеется, не может. С другой стороны, мы не можем поддерживать и выставку, если там явно оскорбляются чувства верующих. Но мы не можем сказать, что правы те, кто их громят. Но если я пошел туда, посмотрел, и там действительно хула на Бога и на Церковь, я вправе высказать свое мнение. Культура должна лучшие чувства в людях возбуждать и к лучшему приводить. А если я вижу, что пользы нет, а вред есть, то я вправе об этом сказать, но идти громить… Мне может не нравиться бог Ваал или Астарта, но если я окажусь где-нибудь в Ливане, я не пойду взрывать храмы Ваала, хотя бы даже потому, что сейчас это уже не место поклонения ложному богу, а просто культурно-исторический памятник. Православные люди могут сказать мнение об этой выставке, но погром – это  не способ воспитания духовного целомудрия. Не христианский это метод. Цель Церкви – не на земле порядок навести, а достучаться до каждой души, чтобы она жила по заповедям Божиим, несмотря на то, что творится вокруг нее.

АК: Христос действовал совсем не таким способом, Он не разрушал, хотя Он мог бы разрушить Римские храмы, которые были в то время.

АД: Интересный пример есть в Деяниях Апостолов. Апостол Павел пришел в Афины и «возмутился духом», при виде города, полного идолов. Но он пришел в ареопаг и стал говорить: «Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни (АД: этим словом он обозначает языческие статуи!), я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам». Такой миссионерский прием, но с уважением. У него нет цели обличить, у него цель – ко Христу привести.

 

Текст: Н.М. Лукьянова

 

 

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru