По правую руку от Зимнего дворца Петра I

Программа Екатерины Степановой

«Время Эрмитажа»

Запасной дом Зимнего дворца

Пресс-тур. Передача 1

Эфир 2 сентября 2017 г., 14:30

АУДИО + ФОТО

 

Государственный Эрмитаж постоянно информирует общество обо всех изменениях, событиях, новостях, происходящих в музее.  Не только о новых выставках или обновленных постоянных экспозициях, но и о каких-то важных изменениях во внутренней жизни музея. Наверно так и должно быть, потому что речь идет о доступе к объектам культурного наследия. И если нет возможности до каждого в отдельности донести какую-то информацию, то Эрмитаж делает это через журналистское сообщество. Одной из удачных форм такого информирования стали уже традиционные пресс-туры, один из которых был посвящен Запасному дому Зимнего дворца (Дворцовая набережная, 30).

 

У этого здания трехсотлетняя история. Первым владельцем дома на этом месте стал корабельный мастер Феодосий Скляев, один из ближайших сподвижников и помощников Петра I, о чем свидетельствует тот факт, что участок он получил по правую руку от Зимнего дворца Петра I. После смерти первого владельца дом находился во владении многих известных людей, неоднократно перестраивался, и нынешний свой облик приобрел в 70-х годах XIX века. Ближе к концу XIX века он вернулся в собственность ко Двору и восстановил свой статус Запасного дома Зимнего дворца. От первоначального здания, по сути, остался только подвал и фундамент, с которого и началось знакомство с этим домом.

 

Валерий Павлович Лукин Главный архитектор Эрмитажа

Рассказывает главный архитектор Эрмитажа Валерий Павлович Лукин:

 

«Это была типовая застройка начала Петербурга. Кто был в Зимнем дворце Петра I, может это себе представить. Не специально какие-то дома здесь строились, а типовая застройка начала XVIII века. Конечно, все эти подвалы страдали от наводнений, но можно с уверенностью сказать, что качество кирпича, из которого тогда строили, замечательное.

 

Сохранилась часть наружной стены, мы ее расчистили. А здесь, в подвалах, будет выставка археологии. Будем показывать те предметы, которые были обнаружены при работах, обычные для Петербурга находки: трубки голландские, голландская плиточка отделочная, бутылочки, стекло, где побитое, где сохранившееся. Будет такой малый подвальный выставочный зал».

 

В «новом» старом здании располагается несколько отделов Государственного Эрмитажа.

 

Вячеслав Анатольевич Федоров, заведующий Отделом русской культуры

Рассказывает заведующий отделом русской культуры Вячеслав Анатольевич Федоров:

 

«Залы, где мы сейчас находимся, одни из самых красивых по интерьерам, сохранившимся в этом доме. Отделка XIX века, это второе рококо. Лепнина и пол – редкий случай, когда сохранился наборный паркет XIX века. Ну и помещения сами по себе великолепны, хотя бы потому, что выходят окнами на самый красивый, наверно, вид в городе. Это часть квартиры Витте. К сожалению, мы не знаем, где что было – обстановка не сохранилась – но сохранился уникальный камин. Я говорю «сохранились», но, вы же понимаете, в любом случае были проведены уникальные реставрационные работы. И здесь теперь будет находиться часть отдела русской культуры. У нас все отделы располагаются в подсобных помещениях, а выставочные залы – это выставочные залы».

 

Прежде чем продолжить знакомить журналистов с Запасным домом, к ним обратился директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский:

 

«Я приветствую вас в новом помещении пресс-службы. Это теперь и ваш дом. Здесь шкафы, и еще будет много шкафов с эрмитажными материалами. Вы здесь можете работать. Кто будет работать хорошо, может приходить и ночью, кто будет работать плохо, то сможет приходить только днем. Это бывший кабинет заседаний Витте.

 

Мы сегодня хотим показать, что построено и что такое Запасной дом. Мы показываем, что сделано и как это осваивается Эрмитажем. Дом этот был передан Эрмитажу достаточно давно, тут были разные службы. Но стратегическая идея всех наших строек – это не расшириться, а максимально перенести часть вещей, отделов, с тем, чтобы максимально очищать Зимний дворец и Новый Эрмитаж. Для этого реконструировался Главный Штаб, куда переехало все более-менее новое искусство, для этого строилось открытое фондохранилище, которое теперь дало возможность как можно больше показывать. И это здание было специально предназначено для того, чтобы вывести из Нового Эрмитажа отдел античной культуры, освободить замечательные залы, которые были предназначены фон Кленце как залы музейные, где в принципе должно показываться то же античное искусство. Эти залы уже реставрируются, античный отдел уже весь выехал сюда, и часть хранилищ, которые вы увидите, тоже выехали сюда. С окончанием реставрации залов в Новом Эрмитаже будет закончена вся реставрация выставочных, музейных залов Эрмитажа.

 

Вторая стратегическая задача была вывезти из Зимнего дворца и перевести сюда громадную лабораторию технической экспертизы. Она очень большая, разрастающаяся, и ей нужно было как можно больше свободного места. Сегодня вы увидите там разные чудо-приборы.

 

Сегодня мы посмотрим лабораторию реставрации восточной живописи, отдел технической экспертизы и хранилище античного отдела. Кроме того у нас здесь батальон полиции, у нас здесь отдел закупок, у нас здесь выставочный отдел, бухгалтерия и тому подобное. Мы прогуляемся, а потом вернемся сюда, если у вас будут вопросы, вы их здесь зададите».

 

Как предложил Михаил Борисович, «прогуляемся по дому». И начнем с лаборатории научной реставрации восточной живописи, куда журналистов пригласила ее заведующая Елена Григорьевна Шишкова.

 

«Лаборатория существует с 1998 года. Сейчас мы находимся в секторе китайской и японской реставрации. У нас еще есть реставрация Тибета. Получив эту лабораторию в подарок от Эрмитажа (я считаю, это великий подарок), у нас осуществилась мечта разделить эти направления восточной живописи, потому что они очень разные по технике, по реставрационным приемам. И сейчас мы такую возможность имеем.

 

Это большое просторное помещение, где специальный свет реставрационный, который соответствует стандартам, вытяжные устройства и, конечно, вот эти потрясающие китайские столы, на которых можно полноценно работать и делать все процессы. Этим столам даже позавидовал Британский музей. Они сказали: «Ребята, дайте нам адреса, мы хотим тоже заказать такие столы». Китайцы очень прагматичный народ. То, что они делают, делают осознанно. Не случайно они красные – на них наилучшим образом видны повреждения жучком. Они со специальным лаковым покрытием. Т.е. у нас полноценная рабочая среда с оборудованием, материалами, которые нам доставляют. Здесь полностью проводятся циклы реставрации, начиная от очистки, промывки. В соседнем помещении вы увидите грандиозную ванну. Она специально заказана и установлена для больших вещей. Вы видите, что свитки иногда достигают трех с половиной метров, шириной метр двадцать. Т.е. это большие памятники, требующие большого пространства и очень точного знания технологий. В связи с этим возникают трудности с обучением, поскольку в нашей стране нигде этому не учат. Так что все, кто приходит в нашу лабораторию после окончания факультета реставрации, практически переучиваются и приобретают нужные навыки.

 

Наша лаборатория уникальная. Нигде в мире такой нет. В той части, где реставрируется живопись Тибета, островов Бали, все это имеет свои особенности, другой подход к реставрированию. Не все этими знаниями обладают просто потому, что не у всех такие есть коллекции. Эрмитаж богатый. Богатый Эрмитаж с его коллекциями, и он может себе позволить такую лабораторию, чтобы хранить свои коллекции в порядке».

 

Михаил Борисович Пиотровский добавил несколько слов к рассказу Елены Григорьевны Шишковой:

 

«Таких лабораторий у нас с десяток. Так что постепенно будем показывать».

 

А мы продолжим знакомиться с Запасным домом Зимнего дворца в следующей передаче.

 

Аудио, фото – Екатерина Степанова.

 


Наверх

Рейтинг@Mail.ru