fbpx
6+

«Окном в Европу» Петербург назвал иностранец

Программа Екатерины Степановой

«Русский Север»

Информационное обозрение. Выпуск 59

Эфир 21 марта 2018 г.

АУДИО

 

До закрытия выставки в Петропавловской крепости «Образы севера» осталось совсем немного времени. Она продлится до 1 апреля. Поэтому мы предлагаем вам совершить небольшую обзорную экскурсию по экспозиции вместе с ее куратором Ириной Александровной Карпенко. Тем более, что в одном из наших выпусков Ирина Александровна нам такую экскурсию пообещала. Заодно мы немного освежим в памяти рассказ об образе России как северного государства, чему мы посвятили не один выпуск нашего обозрения, и сможем лучше ориентироваться на выставке перед ее посещением.

 

 

«Выставка «Образы севера» делится на три больших блока. Собственно, это три зала выставки, каждый из которых посвящен своей собственной теме. Первый зал, где мы с вами находимся, посвящен образу России, тому, как иностранцы видели ее на протяжении столетий. Для них изначально Россия была огромной неизведанной северной страной, которая непонятно где заканчивается. Где-то в полночных странах, в тех неизведанных северных землях, которые находятся за полярным кругом. И в первом зале как раз и выставлены рисунки иностранцев, которые они делали для разных изданий, изданий публиковавшихся и в Петербурге, и заграницей. Рисунки, которые они создавали для своих путевых заметок и воспоминаний, которые потом публиковались заграницей. Здесь присутствуют также вещи, которые в качестве сувенира можно было приобрести и увезти с собой из путешествия по бескрайней северной стране.

 

Из интересных вещей, необычных вещей в этом зале, наверное, следует отметить те, которые касаются образа этой многонаселенной страны. Мы понимаем, что каждый народ отличается тем, что он имеет разные традиции, и это отражается, прежде всего, в национальной одежде. Вот эти национальные одежды мы попытались представить необычным способом. Они у нас показаны в фарфоре. Наверное, многие знают, что в начале двадцатого столетия на Императорском фарфоровом заводе была запущена серия, которая так и называлась: «Народности России». Вот этот «парад народов», конечно, в очень небольшой части, у нас представлен. Мы показываем именно северные народы: якутов, самоедов, селькопов. Они здесь показаны.

 

Еще из необычных вещей, что сразу привлекает взгляд, это, конечно, костюм. У нас здесь показан парадный придворный костюм. На любых приемах, на любых торжествах во дворце, например, когда приезжали послы и торжественно передавали верительные грамоты царю, императору, обязательно придворные должны были надеть парадный мундир. И вот те иностранные путешественники, которые присутствовали на этих церемониях, или те иностранные путешественники, которые как раз и были дипломатами, они обязательно отмечают, что парадные мундиры мужчин так великолепны, так богаты и разнообразны, так усыпаны золотом, что женщины (с их изяществом!) с трудом соревнуются с этим тяжеловесным блеском.

 

Кстати, именно иностранец назвал Петербург «окном в Европу». Это был итальянец, путешественник восемнадцатого столетия Франческо Альгаротти. Именно он впервые употребил это выражение.

 

В витринах в первом зале находятся сувениры в русском стиле, то, что можно было купить из недорогого. Это всякие письменные приборы, пепельницы, линейки, тарелочки сувенирные. Ну и, конечно, книги о России, о Петербурге. Здесь у нас представлены книги именно на иностранных языках, потому что нам очень важно показать, что писали, какой видели Россию иностранцы.

 

У нас также представлены немножко необычные карты. Были карты, которые создавались учеными и использовались в экспедициях, использовались для каких-то важных научных целей. А были карты-поднесения. Мы специально для этой выставки отобрали такие карты, которые были дипломатическими подарками. Например, здесь есть карта французская, сделанная в Париже Гийомом Делилем. Эта карта была поднесена русскому посланнику в Париже Людовиком XIV в качестве дипломатического подарка. Также здесь у нас представлена карта Петербурга, которая в свою очередь дарилась уже русской императрицей иностранным посланникам. Это был такой тип дипломатического дара. И таким образом мы могли увидеть, как нас представляют, как нас картографируют, и иностранцы тоже знакомились с нашей страной через эти дипломатические подарки.

 

Есть еще один из первых полуфантастических планов Санкт-Петербурга. План Хомана. На нем показана та часть, которая действительно была построена и заселена, и также показана часть, застройка которой никогда не была реализована и создана. Например, Васильевский остов на этой карте представляет из себя огромную бастионную крепость, всю насквозь пронизанную каналами. Но этого никто не сделал, как вы понимаете.

 

Представлены также рисунки Христиана Готфрида Гейслера. Это немецкий художник, который очень долго жил в России. Он сделал несколько альбомов, в том числе альбом, который назывался «Костюмы русских». И вот эти типажи – и торговцев, и офицеров разных полков, людей разных сословий, например, священников – эти альбомы они выходили и в России, и в Германии, и во Франции. И то, как Гейслер зарисовывал жителей Петербурга рубежа восемнадцатого – девятнадцатого столетий, это то, как мы их на самом деле сейчас представляем, потому что мы опираемся на эти рисунки при исследованиях.

 

Есть еще одна необычная карта с множеством картушей. Их здесь двадцать один картуш и больше пятидесяти фигур в этих картушах. Они изображают племена и народы, которые населяют Российскую империю. Эта карта сделана в 1866 году и демонстрирует, кто живет в России. Ее можно было использовать разными способами, прежде всего, конечно, для всяких учебных целей, потому что здесь отмечены основные города и основные племена. Так что по этой карте можно было прекрасно учиться.

 

И если мы говорим о том, как учились географии, и как понять, в какой стране вы живете. Вот в витрине у нас лежит тоже необычная карта. Это такой Гранд Пасьянс, когда можно было обучаться играя. Это альбом географических карт, изданный в типографии Вольфа, состоящий из множества карточек на каждую губернию и на столицы – на Москву и на Санкт-Петербург тоже отдельные карточки. Он позволял выучить самое главное: где расположен главный город губернии, чем занимаются жители этой губернии, за счет чего они живут. Очень интересно их рассматривать. Где-то там написано «пушной промысел», где-то «земледелие», указаны моря, которые примыкают к этой губернии, если она находится где-то на границе земель. И обязательно показан герб этой губернии или главного города. Из этих карточек можно сложить большую карту Российской империи. И это действительно обучающая карта. Эта игра, если правильно складывать Гранд Пасьянс (там большая инструкция внутри вложена, как с этим работать), позволяла правильно запомнить города и территории. У нас полный Гранд Пасьянс из восьмидесяти листков, они все складывались в отдельную коробочку. Она лежит рядом. Мы не можем показать все листки, да это, наверно, и не очень интересно, но мы показываем как раз северные губернии – Архангельская, Пермская губернии и, что интересно, 1859 год, еще существует Аляска как часть Российской империи, она еще не продана».

 

Итак, мы почти полностью осмотрели первый зал и переходим во второй и третий залы. Но уже в нашем следующем выпуске. А те, кто сейчас находится в Петербурге, могут не дожидаться продолжения, а сами пойти и посмотреть все своими глазами.

 

Аудио, фото – Екатерина Степанова.

 


Наверх

Рейтинг@Mail.ru