fbpx
6+

Обсуждение романа Ирины Головкиной (Римской-Корсаковой) «Лебединая песнь», ранее выходившего под названием «Побежденные». Часть 2

Часть 2

 

Роман Ирины Головкиной (Римской-Корсаковой) «Лебединая песнь», ранее выходивший под названием «Побежденные», стал предметом обсуждения участников «круглого стола» на радио «Град Петров». Ведущий двух программ – протоиерей Георгий Митрофанов. Участники программы – к.и.н., старший научный сотрудник СПбГУ  К.М.Александров и М.А.Митрофанова.

 

Во второй программе К.М.Александров процитировал фразу главной героини из завершающих глав романа: «В случае войны – я с большевиками!», – и высказал мысль, что «вся эта гигантская литературная работа была проделана для того, чтобы подвести потенциальных читателей к мысли, что как бы ни были хороши персонажи этого романа, какое бы сочувствие к себе они ни вызывали, а судьба любого мыслящего интеллигента – все равно служить вот этому государству, которое воплощает в себе идею служения родине». По мнению историка, основной смысл и вывод романа – это своеобразная капитуляция, моральное разоружение «старой» России («аристократической») перед «новой» – советской, в которой главная героиня в конце произведения находит свой новый идеал родины. «Я связала идею родины вначале с императором, потом с белым движением, а теперь Россия в муках рождает новые формы и новых богатырей, для которых все классовое должно быть чуждо, как дворянское, так и пролетарское – одинаково», – пересказывает строки романа участник передачи.

Этот роман очень органично соединяется со стереотипами советского сознания – делают вывод участники программы. С другой стороны, этот роман предполагает возможность обнаружить некую преемственность у современных советских и постсоветских патриотов с той «белой Россией», основывая эту «преемственность» прежде всего на том, что «и белые по-своему правы, и красные по-своему правы», они все по-своему любили родину и вот эта «высшая ценность» – родина их объединила. И эта позиция находит отклик в нашем современном обществе. Получается, наши современники легко могут себе представлять «воссоединение» «России белой» и «России красной» и России современной. Интерес к этому роману свидетельствует о том, что для многих современных людей трагический советский период русской истории и уничтожение многих лучших представителей нашего народа не представляется такой уж трагедией.

М.А.Митрофанова обращает внимание читателей на «исторические выводы» в отношении церковной жизни, которые можно сделать из повествования, особенно из завершающих глав романа.

«Нашей восточной церкви предстоит оживить и обновить христианство. Господь послал ей мученичество, чтобы очистить ее и приуготовить к великой миссии. Именно России суждено повернуть к свету ход мировой истории, насадить коммунизм на новой, христианской основе. Церковь и государство должны будут примириться и вместе вывести за собой к свету другие народы», – звучит в передаче пересказ текста И.Головкиной (Римской-Корсаковой).

«Насадить коммунизм на христианской основе» – вот смысл церковной истории в России в 20-30-е годы по мнению главной героини «Лебединой песни». Участники передачи оценили этот итог романа как кощунственный, особенно по отношению к памяти новомучеников и исповедников российских, которые именно в это время действительно страдали и умирали в советской стране.

И тем более печально, что эти строки находят положительный отклик в умах и сердцах также и православных читателей.

Вывод участников «круглого стола»: роман популярен именно потому, что в своем содержательном, мировоззренческом отношении, в своей художественной стилистике он отвечает умонастроениям, переживаниям современных людей. При этом образ дореволюционной и послереволюционной России в романе не соответствует историческим реалиям. Однако современных читателей в большинстве своем это совершенно не волнует, т.е. им нужен миф о России, созвучный их умонастроениям, уже сформировавшимся в определенном русле. В таком русле, в которое подлинная, историческая Россия невместима.

«Тем, кому нравится этот роман, я предлагаю подумать над самой простой вещью: если мы христиане и хотим остаться со Христом, то вопрос «правды-полуправды-лжи» для нас стоять  не будет, и какая бы правда не была для нас неожиданной и печальной – мы не должны ее бояться, если мы хотим остаться со Христом, а не в плену наших идеологем, которые меняются во времени», – завершила обсуждение романа М.А.Митрофанова: «Нам не нужно бояться остаться один на один с Богом, и вот когда мы не будем этого бояться – тогда нам не нужны будут адаптированные под наши немощи издания».

«Мы должны стремиться познать историю такой, какой она была. Ибо такой, какой она была – она была по Промыслу Божию. А такой, какой она не была – ложно представленная история – она и не была по Промыслу Божию (а была по промыслу тех людей, которые этот вымысел в историю привносят). Поэтому историческая правда – это нравственная обязанность христианина, религиозная его обязанность – поиск исторической правды», – подытожил протоиерей Георгий Митрофанов.

 

В конце программы ведущий попросил участников предложить книги, которые могли бы показать альтернативу роману И.Головкиной. Какие же книги все же стоит читать тем, кто интересуется проблематикой, затронутой в романе «Побежденные»?

М.А.Митрофанова посоветовала читать книгу «Материнский плач», автор ее – княгиня Урусова. Также она выделила серию «Белогвардейский роман», книги из которой можно смело рекомендовать читателю. Особо выделила М.А.Митрофанова книгу Мамонтова из этой серии, которая называется «Походы и кони».

К.М.Александров рекомендовал роман Редлиха «Предатель» и книгу Ивана Солоневича «Россия в концлагере».

Протоиерей Георгий Митрофанов посоветовал больше обращать внимания на материалы Комиссии по канонизации (читать жития новомучеников), а также читать книги, которые читали те люди, которых сформировала культура России до 1917 года.

 

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru