«Объединяет единство сюжета – Святая Земля»

Программа Екатерины Степановой

«Время Эрмитажа»

Выставка «Православие в Святой Земле. Альфа и Омега», ч. 1-2

Эфир 11 и 18 ноября 2017 г., 14.30

АУДИО + ФОТО

1.

2.

 

 

В нашем эфире уже прозвучал небольшой репортаж об открытии выставки в Государственном Эрмитаже «Православие в Святой Земле. Альфа и Омега». Это не совсем обычная выставка, которая нам предлагает не столько шедевры искусства Святой Земли, а, скорее, ее образ, который отражается в тех же произведениях искусства разных эпох, в фотографиях – старых, начала XX века и современных, начала XXI века, – в гравюрах, в старых и современных иконах, памятниках очень высокой степени мастерства, и созданных, как мы бы сейчас сказали, для массового потребителя, для сувенирных лавочек в качестве памятного символа о паломничестве на Святую Землю. Выставка создает образ, и мы можем проследить, как этот образ складывался и менялся с течением времени.

 

 

Об экспозиции и предметах, представленных на ней, рассказывает куратор выставки, старший научный сотрудник сектора Византии и Ближнего Востока отдела Востока Государственного Эрмитажа Юрий Александрович Пятницкий:

 

«Процесс формирования выставки проходил достаточно сложно. Учитывая, что она делалась совместно с МИДом Израиля, делались какие-то определенные акценты. Но на организационном этапе произошли достаточно серьезные изменения, мы должны были как-то сориентироваться, ведь нельзя было все начинать с нуля и делать выставку заново. Поэтому момент роли Ветхого Завета у нас очень значительный. И мне кажется, что это более правильный подход. Потому что если мы говорим о Святой Земле, то мы не должны забывать о том, что эта земля была обетованной и святой еще до появления христианства. Это традиции. И без еврейской культуры рассматривать христианство абсолютно невозможно. Мы пытаемся показать, как шло развитие, что культуру нельзя просто взять и распилить пилою.

 

Мы показали свой сегодняшний взгляд на Святую Землю и, конечно, на Православие, на те православные святыни, которые там находятся, и тех православных паломников, которые ее посещают, и без которых невозможно рассматривать вопрос о Православии в Святой Земле. Эта выставка необычная для Эрмитажа. Ее особенность в том, что вместе соединены и памятники искусства XVII-XIX веков и современные произведения. Не только современные фотографии, которым посвящен достаточно большой блок, но также и современные иконы. У нас есть замечательная икона, написанная в 2014 году специально для коллекции Эрмитажа, критского мастера Мануила Бетинакиса «Снятие с Креста». Специально для этой выставки мастерская «Альфа и Омега», которая занимается церковной вышивкой, исполнила специальную завесу с крестами и виноградной лозою. Есть у нас и работы современных художников.

 

 

Были взяты две работы Виктора Александровича Павлова. Это бывший главный художник Эрмитажа, несколько лет назад скончавшийся. Он замечательный был художник с большим вкусом, с большим талантом, и порядочный, очень честный человек, с которым мне всегда было интересно работать на выставках, я с большим удовольствием вспоминаю это время. Это не только прекрасные художественные произведения, но в знак уважения, в знак памяти, что мы не забываем наших коллег, я и попросил у его дочери две работы на эту выставку. Они философского направления. Одна графическая «Отражение». Вторая живописная, достаточно яркая, активная картина, написанная темперой на картоне с изображением двух свечей, некоего подобия очков, и в блеске этих свечей, в их пламени вы видите еще обнаженную женскую фигуру. Конечно, это отражение неких ночных бдений на кухне или в кабинете, раздумий и о смысле жизни, и о соблазнах жизни. Но это интересно, это художественно интересно, такая наполненная содержанием вещь. А что касается непосредственной связи с экспозицией, с темой выставки, то в экспликации я отметил, что, как каждый фотограф не просто нажимает на кнопочку – и происходит щелчок, и получается просто фотография, а все-таки через эту фотографию он старается показать свое отношение к предмету, или показать эмоции, или запечатлеть, захватить то, что его тронуло, и он хочет захватить этот момент, это эмоциональное чувство, точно также и куратор выставки, отбирая произведения, – и фотографии, и живописные произведения – он ведь выражает и свои эмоции, и свои мысли. А чувства уважения и благодарности, наверно, одни из самых христианских чувств, которые возможны. Что касается концепции выставки, то в связи с этой картиной можно вспомнить и об искушениях святого Антония, и о пустынниках Заиорданья, поэтому вот эту замечательную работу «Свечи» мы поместили в углубление, нишу, обыграв момент некой кельи, некой пещеры. Мы подчеркиваем тему того, что, кроме радости, кроме искупления, кроме мольбы, человека всегда поджидает и некое искушение, некая борьба, которая всегда есть.

 

 

Мне очень нравится, как наш дизайнер Виталий Королев разместил современные фотографии эрмитажных фотографов Валерия Зубарова в одном зале, а в другом зале Юрия Молодковца, выстроив ритмику. Виталий Борисович сделал такую динамичную композицию, вывесив где-то в два ряда, где-то в один ряд, где-то только горизонталь, где-то горизонталь и вертикаль, и это дает ритм и совершенно особое восприятие всего. И даже раздвигает зал.

 

Надо сказать, что, к сожалению, Валерий Зубаров, фотографии Стены Плача которого мы отобрали для выставки, скоропостижно скончался буквально за месяц до открытия.

 

Первый зал, самый большой, с которого начинается выставка, и с него хотелось дать общее представление о Святой Земле. Поэтому у нас на одной стене размещены десять графических работ Марка Шагала — иллюстрации Ветхого Завета. Т.е. одна стена — это Ветхий Завет. Другая стена посвящена новозаветным событиям. И напротив огромная стена, заполненная большим количеством фотографий, – это современный Израиль, современная Святая Земля. И туда же добавлено небольшое количество старинных фотографий. И, если мы говорим о фотографиях, то в первом зале у нас архитектурно-пейзажные фотографии, видовые, второй зал посвящен Стене Плача, это целая серия, которая занимает основную часть этого зала, в третьем зале графические работы XIX начала XX века, и в последнем зале фотографии Юрия Молодковца, посвященные православным паломникам. Т.е., с одной стороны у нас евреи молятся у Стены Плача, а с другой стороны православные паломники молятся у христианских святынь.

 


 

В отдельной витрине мы выставили огромный серебряный крест 1843 года, сделанный по заказу графини Анны Орловой-Чесменской. Он украшен перламутровыми раковинами, исполненными резьбою в Иерусалиме. Центральная раковина была преподнесена в свое время императору Александру I, а он подарил ее графине Орловой-Чесменской. И вот она в память и об императоре, и об Иерусалиме заказывает для Юрьева монастыря этот огромный замечательный серебряный крест, подвесной крест. Он впервые выставляется, совершенно был неизвестен. Он из Новгородского музея, но всегда находился в фондах. И вот этот замечательный крест, который висит у нас свободно в пустой витрине, а внизу лежат тридцать серебряных динариев римского императора Тиберия, т.е. тех монет, которые ходили в Иудее во времена Иисуса Христа. Можно прийти посмотреть, может быть среди этих тридцати есть те, которые были выданы Иуде.

 

 

И вот как бы в дополнение к этому мы видим стихотворение Михаила Ломоносова с переложением псалма, где сказано «…что есть человек?». Это тоже все перекликается. Мы специально взяли несколько литературных произведений, отрывков или полностью, которые включили в контекст выставки. И вот показать эту связь литературы, искусства, живописи, литературного и живописного образа, это тоже была одна из задач выставки. Поскольку, если говорить о Святой Земле, то в первую очередь это образ, это эмоциональный образ, это впечатления. Ведь многие наши замечательные писатели и поэты отмечали, что весь XIX век и даже первая четверть XX века для русской литературы прошли под знаком «Ветки Палестины». Это знаменитое стихотворение Лермонтова «Ветка Палестины» оно дало толчок к определенной осмысленности Палестины, Святой Земли, как некой образности, духовной образности. И Иван Бунин, издавая свои стихотворения на библейские темы, на темы о Палестине после своей поездки на Святую Землю, сборник своих стихов он так и назвал – «Ветка Палестины». Точно также как у Лермонтова. Вот эта связь продолжается.

 

 

Мы хотели сделать выставку максимально эмоциональной, и максимально дать сопереживание. И если брать того же Марка Шагала с его иллюстрациями Ветхого Завета, они настолько индивидуальны, он сопереживает, сопереживает всему: и своей земле, и своей национальности, и истории еврейской. Он читает этот текст Библии как историю своей собственной семьи. Это для нас было очень интересно.

 

Есть у нас странные сопоставления, за которые нас можно было бы упрекнуть в чистоте вкуса. Например, я сопоставил икону «Снятие с Креста» современного греческого мастера (2014 г.), а напротив висит «Снятие с Креста» Рембрандта. XVII век, другой художник, другой менталитет. Объединяет единство сюжета. Но это как раз и интересно посмотреть, насколько по-разному они даются. Это настолько разные вещи, что их сравнение не вызывает отторжения. Оно кажется логичным, потому что один и тот же сюжет, и в этом сопоставлении нет оценочной характеристики – вот это лучше, это хуже. Это просто разное. Икона Бетинакиса органично объединяется с двумя витринами по сторонам, где представлены резные перламутры XIX века. А офорт Рембрандта вдруг органично не только лег в серию графики, посвященную Иерусалиму, но и вытянул эту графику, этот довольно скучный ряд архитектурных пейзажей. И сразу заиграли два других офорта, и литографии сразу смотрятся совершенно по-другому. И сразу появилось чувство качества, мы сразу определяем более высокого качества произведение искусства, и такую, более тиражированную продукцию. Мы не хотим кого-то упрекнуть в чем-то, но мы хотим показать, насколько разным может быть подход.

 

 

И две «Топографии Палестины». Они очень разные, хотя обе выполнены во второй половине XIX века. И предназначены для разных паломников – для славянских и для греческих. Эрмитажная «топография» греческого мастера, в которой структура прямоугольников, что перекликается как раз с современными фотографиями, а другая «Топография Палестины» из Музея истории религии исполнена как некий пейзаж, который разворачивается вокруг храма Гроба Господня, данного в разрезе, и в этом пейзаже помещены разные сцены. Все сцены отмечены славянскими надписями, поэтому мы можем говорить, что одна сделана для славянского паломника, а другая — греческого паломника.

 

Мы также выставили список (копию) стихотворения Лермонтова «Ветка Палестины». История была крайне интересная создания этого стихотворения. Лермонтов как-то пришел к Андрею Николаевичу Муравьеву, знаменитому духовному, религиозному писателю, прославившемуся своими книгами «Путешествие к святым местам России» или «Путешествие по святым местам Востока». Лермонтов не застал Муравьева дома. Ожидал его. И ожидая, рассматривал шкаф-киот, в котором были собраны различные реликвии, иконы, рукописи пергаментные, которые привез Муравьев из своих путешествий. Лермонтов обратил внимание на засохшую пальмовую ветвь из Палестины, и она подвигла его к написанию этого стихотворения. Когда Муравьев вернулся домой, он не застал Лермонтова, но застал на столе написанное им стихотворение. Это стихотворение Муравьев хранил у себя много лет, а потом преподнес этот автограф Председателю Палестинского общества великому князю Сергею Александровичу. По легенде, вполне, видимо, достоверной, великий князь Сергей всегда носил это стихотворение у себя в кармане на груди у сердца. И якобы он находился у него и во время того террористического акта, когда великий князь был просто разорван бомбой. Ну и считается, что оригинал с автографом Лермонтова погиб. До сего дня нам неизвестна его судьба, и последнее, что о нем известно, что он находился в руках у Сергея Александровича. Поэтому мы могли взять только список стихотворения того времени. Ну и здесь интересным получается не только само стихотворение, но и судьба оригинала. И так по каждому памятнику, по каждой иконе, по каждой картине своя особая история».

 

В подробностях беседу с Юрием Александровичем Пятницким слушайте в аудиоверсии.

 

Побродить по выставке и не спеша, внимательно вглядеться в образы Святой Земли, которые нам предлагают создатели экспозиции, можно на третьем этаже Зимнего дворца в залах №397-394. Она продлится до 14 января 2018 года.

 

Аудио, фото – Екатерина Степанова.

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru