fbpx
6+

Нужен ли праздник 8 марта? Участники программы «Образ жизни» и радиослушатели о взаимоотношении светских и церковных праздников.

Программа вышла в прямой эфир 8 марта 2007 года М.Михайлова: Здравствуйте, дорогие братья и сестры. С вами радио «Град Петров», программа «Образ жизни» и ее ведущая Марина Михайлова. Сегодня мы с вами будем говорить о том, что происходит за окнами наших домов и в наших домах. Сегодня по традиции все русские люди празднуют 8 марта. О том, что для нас этот праздник и что такое женщина сегодня, каково призвание женщины, я пригласила поговорить Наталью Беляеву, студентку факультета экранных искусств Санкт- Петербургского государственного университета кино и телевидения. Здравствуйте, Наташа. Н.Беляева: Здравствуйте. М.Михайлова: Отношение к 8 марта очень разное. Я знаю, что есть люди, которые по традиции этот праздник как-то отмечают, поздравляют друг друга, обмениваются цветами, подарочками, ходят в гости, поскольку день выходной, и это очень приятно. Есть другие люди, которые из разных соображений, иногда из политических, иногда из религиозных, этот праздник абсолютно отрицают, никогда его не отмечают и даже не замечают его. Скажите мне, пожалуйста, для Вас 8 марта обладает каким-то значением или Вы его не любите? Н.Беляева: Может быть, оно обладало каким-то значением, когда мы в школе всем классом для своих мам готовили самодельные открытки. В этом было ощущение праздника, в подготовке к этому празднику и в радости преподнесения этого подарка маме. Так и остался этот праздник праздником мамы. Но сейчас у меня нет ощущения, что это мой праздник, что он имеет какое-то отношение непосредственно ко мне, что сегодня не такой день, как вчера, – такого нет. М.Михайлова: В школе еще принято обычно, чтобы мальчики поздравляли девочек 8 марта, так же, как мы, я помню, с трепетом готовили какие-то сюрпризы, поздравления, газеты делали к 23 февраля. У вас была в школе такая традиция? Н.Беляева: Как в школе, так и в университете мы поздравляли одноклассников, однокурсников с днями рождения, потому что это личный праздник лично этого человека, а не то, что 23 февраля или 8 марта… Но в школе это было обязательно, что ли. Это нужно было делать, поэтому мы это делали. Там не было особого какого-то творчества. М.Михайлова: То есть Вы тоже не отмечали? Н.Беляева: Постольку-поскольку, да. И сейчас так же. М.Михайлова: С другой стороны, я смотрю, сегодня люди такие веселые, с воздушными шарами, с цветами… Может быть, это и хорошо, когда можно лишний раз порадоваться и друг друга порадовать? Н.Беляева: Мой сокурсник, который приехал учиться к нам из Северной Кореи, сказал: «У вас, у русских, так много праздников!» На что другой сокурсник, русский, ему ответил: «Да, мы любим дурака валять». Праздник – это хорошо. Если праздничное настроение есть. Опять же, если это лишний повод сделать кому-то приятное, подарить подарок кому-то, сделать что-то хорошее, светлое, – это хорошо. М.Михайлова: Давайте мы тогда поговорим не столько о 8 марта, но пусть это будет поводом для размышления о женщине, и о том, какова ее роль в обществе, в Церкви, в жизни сегодня. Если говорить об истории этого дня, то, как я понимаю, 8 марта – это был день, очень тесно связанный с борьбой женщин за независимость. Начинался он в среде коммунистического движения, и вот 8 марта – это день борьбы за женские права. Хотя, что парадоксально, с течением времени этот праздник сделался совершенно противоположным по своему содержанию, потому что теперь это праздник, который утверждает традиционное положение женщины в обществе. В этот день принято говорить какие-то слова про то, какие женщины трудолюбивые, красивые, заботливые, и тем самым умный мужской мир встраивает женщину обратно в традиционную схему отношений. То есть уже никакой здесь нет борьбы за освобождение женщины, а скорее, она утверждается в своей традиционной роли. Мне кажется, что в этом есть какая-то маленькая неправда, потому что, когда мне говорят, что женщины – это хрупкие, там не знаю, эфирные создания, мне смешно. Я вижу, как они работают наравне с мужчинами, как они несут ответственность, иногда наравне, а иногда и больше, потому что, например, если неполная семья, то ребенок, как правило, остается с матерью. Поэтому, когда нам говорят о том, какие они нежные хрупкие и как их надо защищать, то это какие-то слова, не соответствующие реальности… Н.Беляева: Мне кажется, что женщины в глубине души, там, внутри где-то нежные и хрупкие, а снаружи им пришлось стать сильными и ответственными. Это же проблема сегодня, такое положение женщины. Но она не по своей воле, наверное, такой сильной стала. Когда рядом слабые, тогда тот, кто сильнее внутри, на самом деле, тот и становится на защиту и берет на себя ответственность. Я не знаю, что тут было раньше, яйцо или курица. Мужчины слабые, и женщины сильные поэтому, или наоборот, женщины такими сильными стали и независимыми, что мужчины рядом слабеют. Я не знаю. М.Михайлова: Но тем не менее, Вы согласны с тем, что сегодня женщина все-таки находится в какой-то сильной позиции, иногда даже доминирующей в обществе? Как у Вас, в Вашем поколении, например? Н.Беляева: У меня, например, абсолютно разное положение относительно мужчин в рабочем коллективе и в личных отношениях, с друзьями. Это совершенно разные вещи. На съемочной площадке на мне лежит ответственность, я в ответе за процесс и за конечный результат. Совсем другое дело, когда это личные отношения с мужчиной: тогда я понимаю, что ответственность за эти отношения все-таки несу не я, а несет мужчина. Перед Богом несет ответственность он, а я помощник. М.Михайлова: Да, следуете за ним. Н.Беляева: Если есть за кем следовать. Это тоже вопрос. М.Михайлова: Да, это вопрос. Тем не менее, Вы режиссер, и Вы занимаетесь действительно очень нелегким делом. Режиссер – это человек, который отвечает за весь коллектив, потому что люди работают, их много, и они очень тяжело работают в кино. Как Вам удается строить отношения с молодыми людьми, с мужчинами, с операторами, скажем, потому что, сколько я знаю, операторы чаще мальчики все-таки, да? Н.Беляева: Отношения строятся противоположно обычным отношениям. Если в семье глава семьи – мужчина, он задает курс и ведет к цели, а женщина следует за ним, и в соответствии с тем, какой курс выбрал мужчина, она принимает какие-то решения, которые могли бы помочь осуществлению каких-то задач. А на съемочной площадке этот муж – это режиссер, а оператор – это жена. Если режиссер знает, что он хочет, о чем он хочет снять этот фильм, что он хочет сказать этим фильмом, то тогда оператор в связи с этим, в связи с этой мыслью принимает какие-то решения, как это выразить, как эту мысль показать. То есть полностью противоположно, наоборот. М.Михайлова: То есть приходится на площадке занимать некую мужскую доминирующую позицию. Н.Беляева: Да, в том смысле, что ты должен знать, чего ты хочешь… М.Михайлова: И уметь этого добиваться. Н.Беляева: Это действительно мужская позиция. М.Михайлова: Это непросто. С другой стороны, я смотрю, что среди студенческих фильмов, которые сняты, – скажем, на фестивалях они бывают, – среди фильмов-призеров очень много фильмов, снятых девочками, хотя, как правило, все-таки считается, что режиссер – это мужская профессия. Н.Беляева: Я не помню, кто сказал, недавно я в каком-то интервью вычитала, что двадцать первый век – век женщины в режиссуре. Как-то так получается. Да и студентов сейчас намного больше в режиссуре девушек, чем ребят. М.Михайлова: Наташа, вот еще о чем хотела бы я Вас спросить. Если говорить о предназначении человека – не только женщины, но и человека вообще, – то окажется, что перед каждым из нас в жизни стоит целый ряд важнейших задач, которые мы должны выполнить. Потому что любой человек – это и творец, это и родитель, например, это работник… Н.Беляева: Родитель – тоже творец. М.Михайлова: Да, но тем не менее быть матерью и быть работающим человеком – это не всегда совпадает. Если бы Вас попросили выстроить какую-то иерархию жизненных ценностей, то что для Вас в женском призвании главнее, а что может быть поставлено на второе место? Вот если бы так сказать: три самые важные дела, которые Вы хотите сделать в своей жизни – это какие? В порядке значимости? Н.Беляева: Я хотела сказать, что если правильно поставить цель, то, добиваясь ее, можно по дороге само собой добиться и косвенных, менее значимых, но тоже важных вещей. Главное не ошибиться в степени важности каждой из целей. Они все важны – и семья, и работа, и самореализация, это такие необходимые вещи, но мне кажется, какое-то истинное понимание этого приходит с возрастом, поэтому у меня, может быть, его сейчас как такового и нет. Для меня сейчас это только слова: да, для меня на первом месте семья, личные отношения. М.Михайлова: Все-таки семья? Н.Беляева: Да, но я боюсь, что это пока больше только на словах, чем на делах. М.Михайлова: Но тем не менее, это важно, что Вы семью ставите на первое место. Ну что же, у нас есть звонок, может быть, мы послушаем слушателя нашего? Здравствуйте, слушаем Вас внимательно. Слушательница: Меня зовут Александра. Вы меня простите, пожалуйста. Я уже прожила свою жизнь, но вы знаете, меня этот трогает вопрос. 8 марта на протяжение моей всей жизни был праздником весны. Мы не знали Клару Цеткин. Это когда я еще девчонкой была, Клара Цеткин вспоминалась, а мне уже за восемьдесят. Нас радовали мужчины, и это светлый день, праздник весны. Мы так и поздравляем до сих пор друг друга: с праздником весны. Зачем его трогать? Да, правильно, он в пост идет, но ведь в пост, я не помню, какой святой сказал, что не делай грустное лицо, помажь свою голову и улыбайся, пусть и в пост. М.Михайлова: Это в Евангелии сказано. Слушательница: Пусть не будет никаких застолий, но теплота человеческая… Знаете, у нас был хороший коллектив, на работе нас мужчины поздравляли красиво, всегда выдумывали что-нибудь, и они в это время на работе вспоминали о своих женщинах, что надо что-то придумать, чтоб дома своих женщин тоже поздравить. И в мужской праздник тоже, мы тоже что-то старались… И это не надо ломать, сейчас все привыкли ломать без конца. Была передача «Православный час», без конца говорили, зачем нам нужно 8 марта, а сорок святых надо праздновать… Зачем отнимать радость? М.Михайлова: Спасибо, Александра, я думаю, что мы с Вами готовы согласиться, потому что в нашей жизни не так много поводов быть милостивыми, любящими по отношению друг к другу. Пусть это будет 8 марта. В конце концов, мы тоже в детстве не слышали про Клару Цеткин, нам просто говорили, что мамочку надо поздравить, бабушку, сестру свою – вот это, наверное, главное для нас. Давайте вернемся, Наташа. Вы говорите, что главное в жизни – это все-таки семья и семейные ценности? Н.Беляева: Да, но на самом деле, допустим, когда я поступала в университет, я решила, что на первом месте у меня учеба и больше ничего в моей жизни быть не может, если я хочу заниматься этой профессией, ведь она такая сложная. И все, нет больше ничего в этой жизни, никакого света, только вот эта учеба… М.Михайлова: Труд… Н.Беляева: Да, этот тяжелый кирпич науки. Это как раз о том, какую цель поставить. Мне кажется, если поставить работу на первое место, то вряд ли можно по дороге добиться крепких здоровых семейных отношений. А если наоборот, если поставить на первое место семью, если поставить на первое место любовь, то мне кажется, что это больше. Это уже и самореализация, это уже все. Если это истинно нужно, если это истинно профессия моя, я сомневаюсь, что, поставив на первое место любовь, я себе какое-то препятствие этим причиню. М.Михайлова: Я могу рассказать одну историю по этому поводу. Когда мои дети были маленькими, и я сидела дома, совершенно не занималась никакими профессиональными делами, то они привыкли к тому, что мама – это мама, это такой человек, который всегда рядом, всегда что-то такое вкусненькое приготовит, песенку споет, сказочку расскажет. А потом мы со старшим сыном отправились в путешествие, где меня попросили быть переводчиком. Когда он увидел, что я могу работать, он был потрясен, он сказал: «Надо же, ты еще что-то умеешь делать!» Тогда я поняла, что для матери очень важно быть человеком, состоявшимся в профессии. Это важно для детей, чтобы ориентировать их на общественное служение, на какую-то ответственность. Вот у нас еще есть звонок. Здравствуйте, слушаем Вас внимательно. Слушательница: Здравствуйте! Меня зовут Виктория. Я бы хотела, во-первых, поблагодарить радио «Град Петров» за очень интересные передачи и, в частности, за очень интересные лекции Марины Михайловой. Я инвалид по зрению, поэтому, к сожалению, не могу на Ваши занятия попасть в Чесменскую Церковь. Пока не могу, хотя моя мечта все-таки попасть на эти занятия, мои знакомые ходят. Очень была интересная дискуссия на радио «Град Петров» о календаре, но тогда я, к сожалению, не сумела дозвониться. Я что хочу сказать: я окончила Епархиальное духовное училище под руководством Наталии Дмитриевны Недашковской, и очень хорошие тоже были занятия. Когда я в нем училась и когда я его закончила, я попыталась жить так, как нас там учили, то есть исполнять все церковные законы, посты, другие предписания. А потом я поняла, что в нашем современном мире это просто невозможно, не потому, что, как когда-то один ведущий сказал на радио «Град Петров», хочется в Новый год салат оливье съесть. Может быть, и хочется, но главное не в этом, а хочется порадовать маму, которая, может быть, еще неверующая, даже и не против Бога, но не дошла еще до такого жесткого соблюдения всех церковных законов, и когда мама этот салат приготовила, то ведь лучше съесть, чем искушать родителей. М.Михайлова: Это правда. Слушательница: И на работе так же в точности, и везде. Я поняла, что невозможно жить по тем законам, как нас учат святые Отцы, наверное, в нашем современном мире, в неверующих семьях. Ведь наша Церковь больна, и нас 70 лет учили другому. Поэтому если ребенок приходит к Господу – ребенок, жена, муж и так далее, то есть ведь и другие члены семьи, так не получается, чтоб вся семья органично пришла. Но даже если и вся семья, то есть работа, есть другой мир. Вот поэтому я глубоко убеждена, что и календарь надо менять, надо жить по юлианскому календарю и Рождество отмечать 25 числа, как и весь мир, потому что столько искушений получается, когда у православного человека пост, а на работе все празднуют, и также я глубоко убеждена, что надо праздновать 8 марта и поздравлять своих неправославных друзей. Мы очень рады, женщины, слабый пол, когда нас поздравляют неправославные мужчины, а кто в какой степени уверовал, это не нам судить, Бог судья этому, человеку тут бы с собой разобраться. И если наш человек сейчас в нашем современном мире хоть как-то раз в месяц заходит в храм Божий, ставит свечку и в какой-то мере молится, иногда открывает молитвослов, то, может быть, в современном мире этого и достаточно. Может быть, от современного человека – одна домохозяйка, у которой шестеро детей, другой больной, прикованный к постели – может быть, большего требовать и нельзя. Наши некоторые батюшки, преподаватели Закона Божьего, может быть, много требуют и тем самым наоборот убивают веру у людей. Конечно, надо и каяться, и все, но каждому дается по силам. И я считаю, что светские праздники тоже нужны. Если кто-то нас поздравит, или наоборот – верующий неверующего человека поздравит, то ему это, может быть, к счастью и он о чем-то задумается потом, и о Боге, и о других делах. М.Михайлова: Спасибо Вам. Это важная тема: как нам, людям церковным, относиться к светской жизни, к ее правилам внутренним. Наташа, я знаю, что Вы человек верующий и церковный. Вам удается все предписания исполнять? Н.Беляева: Нет, и хотела бы сказать о своем отношении. Я согласна во многом с Викторией. Меня так мама воспитывала. Я к посту пришла благодаря маме. Я знаю, что если бы мама мне сказала с самого начала, что поститься надо так и так, и все, и не иначе, то вряд ли бы я тогда первый раз попробовала. Но она тогда мне сказала: «Ты можешь попробовать на чем-то одном, на том, что для тебя сейчас является препятствием к Богу. Вот ты чувствуешь, что это тебе мешает, что-то одно, вот и попробуй». И в один год я попробовала одно, на второй – другое, на третий – третье. Сейчас я еще далека, конечно же, от правильного соблюдения поста, но у меня есть желание стремиться к этому. Я понимаю, это невозможно сразу прийти к этому. Вот пример моей мамы: когда она постилась, она говорила: «Ну, творог, конечно, я буду есть, потому что у меня кости больные». И я понимала, что это не оттого, что это такое для нее искушение, что она жить без творога не могла, а действительно это была необходимость… И эти исключения – это нормально, не может быть все только по закону – и все. М.Михайлова: Да. Единственное, что я бы хотела сказать, это то, что когда мы говорим о требованиях, то опыт Церкви очень глубокий и настоящий, и я бы не стала как-то говорить о его несоответствии с современностью. Я знаю людей, которые вполне себе современные, очень открытые, доброжелательные и любящие, но они живут так, как полагается: постятся так, как надо, и исполняют все, что нужно. Но дело-то все в том, что мы можем требовать полноты от себя, но мы не можем чего-то требовать от других. Мне кажется, что это очень важно: ты можешь себе поставить какой угодно высокий уровень этих требований, но когда речь идет о ближнем, а тем более о дальнем, то тут уж, конечно, надо быть очень осторожным. Н.Беляева: Действительно, когда я вижу человека, который требователен только к себе, он у меня вызывает такое уважение, что мне самой хочется быть требовательной к себе. М.Михайлова: Конечно. У нас еще есть звонок. Здравствуйте, слушаем Вас внимательно. Слушательница: Здравствуйте. Я как раз хочу коснуться той темы, которую вы уже подняли – о том, как православному человеку праздновать 8 марта. Мы с мужем так решили, что, действительно, день выходной, и в этот день можно делать добро ближнему, этот день как раз создан для того, чтобы помогать каким-то женщинам, это может быть та же мама, та же жена… Накапливается куча дел, которые мужчинам сделать некогда. Действительно, он приходит усталый с работы, даже гвоздь не может забить. А вот сегодня, например, – пожалуйста, сколько вариантов помочь ближнему человеку, женщине, самому близкому, – сестра это, мама, дочка – неважно кто. Мне кажется, это очень по-христиански. Такое мое мнение. М.Михайлова: Спасибо, это очень хороший опыт. Если ты христианин, помоги ближнему своему, и это будет твой подарок. Как Вам кажется, Наташа, нужно ли подчеркивать различие между мужчинами и женщинами? Или наоборот, как в современности: у нас все «унисекс» – одинаковая одежда, одинаковый образ жизни? Должны ли мы отличаться друг от друга? Н.Беляева: Я не знаю, кто это сказал, но мне очень нравится выражение о том, что мужчине идет быть мужчиной, а женщине идет быть женщиной. Это моя позиция, и унисекс – это не лучший вариант. М.Михайлова: А как Вам кажется, каковы качества женщины? Что отличает ее от мужского мира? Потому что когда я смотрю на людей, то, если честно, я по большей части вижу качества человеческие, и мне очень трудно ответить на вопрос, чем отличается женщина. Н.Беляева: Это могут быть разве что общие какие-то слова о тонкости, о красоте, но скорее даже о каких-то внутренних вещах: о тонкости ума… М.Михайлова: Мужчина – это мощь, а женщина – нежность. Вот еще у нас есть звонок. Здравствуйте, слушаем Вас. Слушатель: Здравствуйте, меня зовут Александр. Может быть, я скажу нелицеприятные слова. Но уж вы меня простите. «Еще сорок дней – и Ниневия будет разрушена», – с такой проповедью обратился пророк Иона к ниневитянам. Наше отечество в опасности, мы все это видим, все знаем. Но есть еще время для покаяния. Вот и этот сорокадневный пост, который Спаситель нам дал в наследство для покаяния, как икону покаяния, мы его стараемся соблюдать. Мы же знаем, что наше оружие в борьбе с врагом – это пост и молитва. «Кто Духа Христова не имеет, тот и не Его», – говорит нам Священное Писание. Вот когда слышишь человека, пытаешься сразу понять, есть ли Дух Христов или нет, но вот для женщины максимально Дух Христов в каких словах Священного Писания? «Се раба Господня, да будет мне по слову Твоему». Вот это кротость, вот это женское богоподобие – оно в словах пресвятой Богородицы. А когда я слышу другие слова, рассуждения об эмансипации или что-то другое – нет здесь Духа Христова, понимаете? Жена – слава мужа, а муж – слава Божья. У нас остается еще пост и молитва, и я думаю, что если бы наше Отечество благоденствовало и процветало, я бы, наверное, праздновал с вами 8 марта. Но так как оно у нас страждет, и сейчас в общем-то очень тревожно в нашем Отечестве, поэтому предлагаю усугубить пост и молитву. М.Михайлова: Спасибо. Я бы хотела на это ответить две вещи. Во-первых, в Евангелии, как известно, сказано: «И когда ты постишься, умой лицо свое и помажь голову свою, и не выходи на улицу с лицом мрачным и унылым, а сделай так, чтобы пост твой был радостный». Вот это истинный пост, потому что кто постится напоказ, тот уже получил награду свою, это уже не драгоценно в глазах Божьих. А кроме того, Александр, почему Вы решили, что наше Отечество в опасности? Я на днях встречалась со своим двоюродным братом, и мы вспоминали историю нашей семьи. Мы вспоминали те времена, когда наши деды воевали, когда их по ночам забирали и отправляли в лагеря, когда голодали наши родители, были лишены родительского попечения и отправлены в детские дома. Вот тогда наше Отечество, действительно было в опасности, это была воюющая страна, это была страна, в которой процветал террор. А сегодня, посмотрите, храмы открыты, можно молиться, у нас есть прекрасные священники, очень хорошие архиереи, и Русская Церковь растет и процветает с каждым днем. У нас есть возможность работать, у нас есть возможность учить своих детей. Я, если честно, не вижу катастрофы, я вижу, что вокруг хорошие люди, которые стремятся исправить какие-то, может быть, ошибки власти. Н.Беляева: Я хотела бы сказать про жену, которая должна быть славой мужа, а муж должен быть славой Бога. Но что делать, если муж не является славой Бога, какой тогда славой мужа может быть жена? Я не говорю о том, что я хочу вину перевести на мужчин, но если ответственным в этой ситуации действительно является мужчина, то тогда в такой ситуации какой славой будет женщина? М.Михайлова: Конечно, и потом, среди наших сестер, верующих православных женщин есть женщины, которые, к сожалению, находятся вне брака. Их мужья покинули их по каким-то причинам. Может быть, это был алкоголизм, может быть, не знаю, супружеская измена, и вот сейчас женщина одна. Она воспитывает детей своих, и что же – что мы должны делать? Н.Беляева: Значит, ей самой надо быть славой Бога М.Михайлова: Конечно, она сама становится славой Бога. Здравствуйте, слушаем Вас внимательно. Слушатель: Добрый вечер. Меня зовут Евгений. Я хочу поздравить Вас и Вашу собеседницу, всех слушающих нас сейчас женщин с праздником, радостным и светлым праздником. Я думаю, светлым не только для меня, но и для большинства мужчин. Когда я слышу слова о том, что давайте не будем различать праздники по половому признаку, я всегда вспоминаю первую главу Книги Бытия: создал Бог мужчину и женщину, и это хорошо. Честно говоря, я не знаю, что бы мы делали, если бы мы были однополыми. По крайней мере, мужчинам было бы очень неинтересно жить. И кроме того, если говорить в общем о роли женщины, то по крайней мере у меня так в жизни сложилось, что и в нецерковной, и в церковной жизни женщины играли очень большую роль. Но это так, к слову. Я вернусь к тому, о чем хотел сказать. Праздники есть светские и не светские, церковные. Знаете, у нас муниципалитет дорожки хотел организовать, очень прямые такие, ровные, а народ все равно ходил по старым дорожкам. Вот мне кажется, что праздник 8 марта, как, кстати, и новый год – так уж сложилось у нас с прошлого века – это та дорожка, которая уже хожена, так сказать, народ вложил с каком-то смысле свою душу, свои настроения такие весенние, свое отношение к женщине такое радостное… Поэтому мне кажется, что не нужно эти дорожки как-то резко выпрямлять или прокладывать даже параллельные прямые дорожки. Нам надо из каждой дорожки – такими словами скажем – из каждой дорожки сделать дорожку в храм. И вообще хочу всем женщинам, слушающим нас сейчас, сказать такие слова: будьте госпожами 8 марта. Всего вам самого доброго, счастья, а главное – любви от нас мужчин вам побольше! Всего доброго! М.Михайлова: Спасибо Вам. Да, я тоже думаю, если честно, что любой праздник может быть наполнен каким-то христианским содержанием. Потому что это повод любить и выразить свою любовь другому человеку. Наташа, можно я еще один вопрос Вам задам? Как Вы думаете, какова роль женщины в Церкви? С одной стороны, понятно, что Церковь держится на мужчинах (наши священники, наши епископы – это мужчины), и они несут на себе всю тяжесть пастырского труда, но, с другой стороны, в каждом приходе огромное количество женщин, и молодых, и так называемых бабушек. Как Вы думаете, что женщина может сделать в церковной жизни? Н.Беляева: Вы знаете, как-то я зашла в одну церковь, это не та церковь, куда я постоянно хожу, а просто мне стало интересно, и я зашла посмотреть, что там внутри. И там сидела девушка-свечница, и больше никого не было, потому что был день, служба уже закончилась. И мне очень какое-то ощущение образа было от этой женщины, что-то материнское от нее исходило, сидела такая в храме мать, мать этого храма. Вот такой образ женщины у меня остался… Да, есть исключения, есть разные бабушки в храме, вообще есть разные люди, которые по-разному себя ведут и живут. Но для меня образ женщины в храме – это мать, как образ Богородицы – это тоже мать. А женщина в храме – стремление к этому образу. М.Михайлова: Я думаю, что действительно мы можем думать в этот день 8 марта о женщинах, которым мы многим обязаны. Это наши матери, которые действительно немало для нас потрудились, это наши бабушки. Я вчера как раз вспоминала свою бабушку, не по поводу 8 марта, а по другому поводу. Я понимаю, что у нее было свойство безусловной любви. Если родители требовали и давали мне стимул к тому, чтобы трудиться, становиться человеком, более значительным и сильным, то бабушка от меня никогда ничего не требовала, она просто любила, и это такое великое прекрасное свойство опять же женское – безусловная любовь. Я очень люблю своих друзей и сестер по храму, потому что приходишь в церковь и видишь, что лица знакомые, и всех уже если и не по имени, то в лицо знаешь. Я очень люблю своих студенток, и студентов тоже, но когда я прихожу на занятия, девочек всегда больше, потому что они обладают большей силой внутренней, которая позволяет им прийти и заниматься делом. А у Вас, Наташа, какие есть женщины, которым Вы благодарны за что-нибудь в жизни? Н.Беляева: Я за все благодарна своей маме, за все, что у меня в жизни было, что есть и что будет. Потому что даже то, что будет, это все было заложено ей. Я не знаю, как я могу выразить эту благодарность. Это самый главный человек в моей жизни, который сделал для меня больше даже, чем мог. Мама – это вот та безусловная любовь, это жертвенная любовь, но та жертва, которая самому себе в радость. Настоящая любовь – это моя мама. М.Михайлова: Я думаю, что и нашим слушателям тоже есть кого вспомнить, и вспомнить с любовью, и поэтому давайте мы не будем суровыми и жесткими, а вспомним всех, кого мы любим, и поздравим их. Я всех поздравляю с праздником 8 марта, всех женщин, потому что это действительно праздник женской жертвенной любви, поздравляю всех мужчин, потому что нам женщинам повезло, что мы рядом с вами. И всем всего самого хорошего. До свидания. Н.Беляева: До свидания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru