Прот.А.Степанов: Монашество иногда называют..." />
6+

Настоятельница Горненского монастыря в Иерусалиме игумения Георгия (Щукина). Беседа 2

Прот.А.Степанов: Монашество иногда называют Церковью в Церкви. Монашеский путь воплощает в себе христианский идеал в наибольшей полноте. Самоотвержение, совершенное предание своей жизни Богу, путь, ведущий к смирению через послушание, – вот характерные черты монашества, делающие его средоточием евангельского понимания жизни. Христиане, живущие в миру, не часто имеют возможность побеседовать с духовно опытными людьми, многие годы, и даже десятилетия, проведшими в монастыре. Нам удалось воспользоваться коротким пребыванием в Санкт-Петербурге игуменьи Георгии, настоятельницы Горненского монастыря в Иерусалиме. Предлагаем вашему вниманию продолжение нашего разговора с матушкой Георгией. Матушка, а сколько сейчас сестер в обители?

Игуменья Георгия: На сегодня 70 насельниц.

Прот.А.Степанов: Откуда они берутся? Как вообще попадают в Горний монастырь?

Игуменья Георгия: Из России. Вот когда было еще начало 80-х годов, еще при покойном Патриархе Пимене началось пополнение Горненской обители. И наши первые сестры с 1955 года поехали. Первая монахиня Викторина (Сошальская), которая там и скончалась, она наша, из Пюхтицкого монастыря, а раньше она жила в Петербурге. Она первая в 1955 году приехала. А потом уже в 80-х годах стали еще посылать сестер. Была группа большая – 10 человек направили, потом 6 человек, еще 4, так что пюхтицких сестер человек десять живет. Некоторые, знаете, уже кто-то по болезни выехал, у кого-то окончилась как бы «командировка». Иногда, бывает, и скучают. Не все, знаете могут… Но есть такие сестры из Пюхтиц, которые уже 18 лет живут в монастыре, и они даже в отпуск не приезжали – не хотят. А другие – скучают по родине. И такое бывает.

Прот.А.Степанов: Обычно приезжают уже монахини с опытом монастырской жизни или бывают женщины, приходящие из мира?

Игуменья Георгия: Присылают нам трудниц через Отдел внешних церковных связей. Сначала на месяц их оформляют, потом продлеваем им визы на 3 месяца. И очень много таких молодых девушек, которые хотят остаться на Святой земле. Вот 3 месяца они прожили, а они просятся: матушка, я бы хотела здесь остаться. Я докладываю начальнику, отцу Феодосию, и мы тогда их оставляем на испытательный срок в течение года. Смотрим, как здоровье, как настроение, есть ли призвание вообще к монашеской жизни. ведь нужно призвание в первую очередь. Это ведь совсем не то, чтобы только поклониться, помолиться, везде поездить по святым местам. А самое главное – надо призвание к монашеской жизни. Вот в течение года эта сестра испытывается. И если у нее такое же осталось настроение, и она со слезами просит: матушка, никуда не хочу. Это мое место, будто я здесь родилась, и прошу Вас ходатайствовать за меня и оставить меня здесь, в обители. Таких оставляем.

Прот.А.Степанов: За время Вашего настоятельства увеличилось число монахинь?

Игуменья Георгия: Когда я в 1991 году была назначена, то было около 50. Но в течение 10 лет, за эти годы и прибыло, но в то же время и выбыли сестры. Кто-то по состоянию здоровья – ведь климат все же тяжелый – жарко, не каждый может выдержать. И уже возраст у некоторых такой. Сейчас мы выбираем, чтобы были сестры помоложе, конечно.

Прот.А.Степанов: Матушка, монастырь — довольно сложный организм, и нужен большой опыт для руководства таким значительным числом насельниц, для того, чтобы окормлять их ко спасению. Вероятно, эти естественные сложности усугубляются еще и такой большой удаленностью монастыря от родины, ощущением жизни за границей. Как справляется с этим Ваш монастырь?

Игуменья Георгия: Раньше же монастырь был, так сказать, своекоштный. Первые насельницы, каждая себе или грядку делала, или где-то зарабатывали, а сейчас монастырь общежительный, общая трапеза, общее послушание. Первые насельницы прибывали на Святую Землю и хотели и косточки свои сложить на Святой Земле. Вот архимандрит Капустин купил это святое место, и стали строить домики, иногда каждая даже на свои пожертвования. Делали вклады. Кто-то даже сами себе и лепили дома, потому что камней там достаточно, даже на территории Горненского монастыря своя глина. А теперь, к сожалению, эти домики уже и разваливаются. Некоторые приходится вновь делать, потому что эти уже все ветхие… И вот глина и камни, глина и камни… Только работай и строй.

Прот.А.Степанов: Все-таки Горний монастырь возник в конце XIX века как своекоштный, то есть анахоретский. Действительно, эти домики не случайно отдельно стоящие, и каждая монахиня жила, имея свое собственное хозяйство, и спасалась как бы самостоятельно. Это древний способ монашеского жития. И, конечно, в России такой практики монастырской жизни вероятно в конце XIX века уже быть не могло. Тогда открывались в России только общежительные монастыри.

Игуменья Георгия: Да, в России сразу общежительные.

Прот.А.Степанов: А были ли еще русские монастыри в Святой Земле?

Игуменья Георгия: К нашей Русской Духовной Миссии принадлежали еще два монастыря. На Елеоне, где было Вознесение Господне, где стопа Господня осталась на камне, когда Господь вознесся. Там часовня есть, а рядом Вознесенский женский монастырь. И в Гефсимании есть монастырь в честь Марии Магдалины, это тоже женский монастырь. Значит, Русской Духовной Миссии принадлежало три женских монастыря. Так что когда мы составляем программу для паломников, обязательно включаем Елеон, где поклоняются стопочке Спасителя и посещают Елеонский Вознесенский монастырь. И так же в Гефсимании. Идут к Матери Божией, где Матерь Божия заповедала Себя похоронить. Там, в Гефсиманийской веси Ее гробница находится. Там тоже наши паломники совершают часто богослужение, причащаются. А рядом, чуть выше подняться – женский монастырь Марии Магдалины, где покоятся мощи Великой Княгини Елизаветы Федоровны и ее сподвижницы инокини Варвары.

Прот.А.Степанов: Матушка, Вы сказали, что монастырь существует с 1871 года. А были периоды, когда монастырь закрывался?

Игуменья Георгия: Вы знаете, когда была в 1914 году война, тогда сестер даже эвакуировали в Александрию. Но некоторые оставались. И на участке даже хотя по одной сестре, но оставались, и своим присутствием они сохранили все участки. Конечно, это было очень нелегко. Одна живет, знаете, время такое сложное, всякое может быть. Это требовало мужества, конечно. Но наши участки сохранились, слава Богу.

Прот.А.Степанов: А как сложилась судьба монастыря после революции?

Игуменья Георгия: Жили в монастыре, жизнь продолжалась. Монастырь не закрывался. У нас есть на самой вершине нашей горы, нашего монастыря недостроенный собор. В 1910 году началось его строительство, а в 1914, когда началась война, все прекратилось, и паломничество, и строительство. И так он стоит до сего времени недостроенный. Одни стены без куполов. А в Тиверии на участке Марии Магдалины, который на самом берегу Галилейского озера, там тоже, где сестры жили, два-три домика были уже совсем старенькие. Сестры сами их подмажут, подкрасят. Потолок сыпется, они опять подлепят немножечко. И несколько лет никак не могли добиться разрешения, чтобы их снести, а построить один дом. Я когда в 1991 году была назначена, в то время был начальником Русской Духовной Миссии архимандрит Никита. И он несколько лет хлопотал, добивался, чтобы дали разрешение. Никак не давали разрешение. Сейчас вот только отец архимандрит Феодосий добился. И вот дом новый построили, на этой же территории, такого же размера, но теперь мы можем хотя бы паломников принять и обедом их накормить. Ведь когда едут по Галилее, обязательно на нашем участке останавливаются . А мы готовим обед для паломников. Теперь там трапезную сделали, дом, и останавливаются у нас гости, даже архиереи. Часто бывают гости из посольства или из консульства. Всегда едут на наш участок, потому что все его знают и любят. Там родоновый источник, можно покупаться, вкусная рыбка апостола Петра, очень красивое место. Храм в честь Марии Магдалины тоже отремонтировали, расписали его. Сейчас там тоже идут ремонтные работы, ограду делают немножко от дороги. Так что на всех участках все понемножку восстанавливается с Божией помощью.

Прот.А.Степанов: Значит, в послереволюционное время монастырь продолжал жить своей жизнью, но новых монахинь из России не поступало. А до какого времени это продолжалось?

Игуменья Георгия: С 1955 года началось пополнение в Горненский монастырь через Русскую Духовную Миссию.

Прот.А.Степанов: То есть до 1955 года там жили только те, кто жили до революции?

Игуменья Георгия: Да, только те, кто жил до революции.

Прот.А.Степанов: Значит, очень преклонного возраста были монахини.

Игуменья Георгия: Да. Тогда с Мукачева, с Покровского монастыря с Киева по одной, по две присылали сестер. Но самое большое количество с Пюхтицкого монастыря.

Прот.А.Степанов: Матушка, а как складываются отношения монастыря с местными властями? Нет ли каких-либо утеснений, искусственных проблем?

Игуменья Георгия: Нет, пока не ощущаем. У нас и звон колокольный разрешен, все нормально. Хотя рядом, за нашей оградой католики, у них так заведено: шаббат начинается, день покоя – они уже не звонят, придерживаются их порядков. А у нас все равно в шаббат утром и вечером и звон, и трезвон. Надо праздничную службу – мы во вся трезвоним. Конечно, когда идут строительные работы, ремонты, то стучать в шаббат – это уже опасно. Особенно когда бывает у иудеев Судный день, это в сентябре месяце, очень, очень строгий у них день. Они постятся, ничего не кушают уже накануне. И Боже сохрани, стучать, колотить или пилить. Один раз так было у нас, это в первые годы. И нас там услышали. Я сказала ребяткам: в помещении работайте, но чтобы на улице, на территории не слышно было. Но кто-то из работников вышел во двор, что-то пилил или колол – услышали, моментально прибежали, чуть камнями не стали бросаться.

Прот.А.Степанов: Значит, местное население в большинстве все-таки придерживается ветхозаветных заповедей, живет в соответствии с иудейской верой.

Игуменья Георгия: Особенно эти законники, пейсаты, через их квартал, Боже сохрани, кому-нибудь проехать: забросают камнями. В субботу они не ездят на машинах. В пятницу уже в 3 часа дня идет последний автобус, и все движение прекращается. Но такси ходят, частники не соблюдают эти законы. Они ни иудеи, ни православные, и они ездят, как им вздумается. Но рестораны, кафе, магазины – все закрывается, и больницы, и все – и до вечера, пока не взойдет звезда.

Прот.А.Степанов: Матушка, а поддерживаете ли вы какие-то связи, общение с другими православными монастырями в Святой Земле? Не русскими, я имею в виду. Там ведь есть греческие монастыри, может быть, есть арабские.

Игуменья Георгия: Да, греческие. Арабских нет, а греческие есть. Мы посещаем их, когда где какой-нибудь праздник, например, преподобного Онуфрия. Были в монастыре Герасима Иорданского недавно, за неделю до моего отъезда. Там замироточили иконы. И вот мы все, всем монастырем – все ездили, но не сразу в один день, а смотрели по очереди. Вы знаете, там распятие, которое раньше стояло на Голгофе, оно теперь у Герасима Иорданского в нижнем храме стоит. И вот из ребра показалась даже кровь…

Прот.А.Степанов: Это греческий монастырь?

Игуменья Георгия: Это греческий монастырь. Там у них очень мало монахов. Всего один – он и настоятель, и вся братия. Обслуживать помогают арабы, правда, православные. Посещаемость большая, потому что мы и по жизнеописанию святого Герасима знаем, как со львом он там жил. Когда едут в Иудейскую пустыню, то сразу первый монастырь посещают Герасима Иорданского. А вот уже монастырь Георгия Хозевита, он на скале. И когда было неспокойно, туда даже не пропускали. Потому что водители говорят, мы не рискуем, кто знает, что там. Но вот последние дни перед моим выездом сюда, тоже паломники ездили к Георгию Хозевиту – это очень красивый монастырь.

Прот.А.Степанов: А сколько там монахов?

Игуменья Георгия: Там побольше. 2 или 3 там, что-то.

Прот.А.Степанов: Тоже не слишком много.

Игуменья Георгия: Да, и тоже обслуживают все арабы везде.

Прот.А.Степанов: Видимо, ваш монастырь – самый большой в Святой Земле?

Игуменья Георгия: Самый большой, да. Даже на Елеоне в Гефсимании женские монастыри – там тоже очень мало сестер.

Прот.А.Степанов: Там, вероятно, пополнение только из старой русской эмиграции? Или кто-то еще?

Игуменья Георгия: Там арабочки у них есть. И наши некоторые сестры, которые жили в Горнем монастыре, некоторые там остались. Когда было разделение, до шестидневной войны, кто-то остался на стороне палестинцев, и они отошли.

Прот.А.Степанов: За долгие годы жизни в Святой Земле Вы и, наверное, многие Ваши сестры, уже научились понимать греческую службу. Скажите, Вы участвуете в греческих богослужениях в других храмах, в святых местах, может быть в греческих монастырях?

Игуменья Георгия: Да, мы знаем, понимаем. Потом, Вы знаете, много лет все время пели наши сестры в храме Гроба Господня. В субботу приезжаем, на ночном богослужении мы всегда пели. Вот сейчас за эти полтора года редко стали давать нам попеть. Какая-то у них появилась или ревность, или зависть, так как было очень много паломников русских, и они что-то стали бояться, как бы мы все не заполонили. И, Вы знаете, столько стоит паломников наших, сотни, ведь это такая святыня, а один или два грека поют – и все. Просто жалко своих. Ну только понимают «Кирие елейсон», «аксиос» или что-нибудь такое, знают греческих несколько слов, и все. А херувимскую распевает один грек-певец на два клироса. Но когда владыка Тимофей служит, тогда обязательно он меня позовет: Матушка, у вас есть певчие? А сестры, раз теперь петь нельзя, кто на Голгофе стоит, кто на другом приделе, по уголкам, знаете, кому где по душе. Я говорю владыке: я соберу быстро певчих. Сестру пошлю – моментально все прибегут, и уж тогда херувимскую нам дают петь. А когда архиереи наши служат – ведь как бывает? Четыре архиерея, а поет один грек только. Представляете, какая это служба?

Прот.А.Степанов: Тоска смертная. Но в Вашем монастыре, я думаю, должен быть образцовый хор. Вы ведь регент, я знаю.

Игуменья Георгия: Да, сейчас, знаете, подбираем таких, чтобы умели и петь, и читать, потому что служба совершается и на других участках, надо, чтобы и там тоже были сестры певчие. Поэтому такой подбор. Трудниц, когда приезжают, сразу спрашиваю: поешь, читаешь? И тогда мы оставляем. Сейчас новенькие поступили, которые могут и басом, и дискантом петь.

Прот.А.Степанов: Вероятно, в ближайшие годы можно ожидать большой приток новых сил из России. ведь число паломников тоже растет. Как Вам кажется?

Игуменья Георгия: Очень много было паломников до этого времени. Очень много паломников. Так что, конечно, надеемся на пополнение.

Прот.А.Степанов: Что же, хочу поблагодарить Вас от имени наших слушателей за интересный рассказ о монашеской жизни и о Вашей жизни, и хочу пожелать, чтобы Горненский монастырь стал для Ваших молодых монахинь тем же, чем для Вас когда-то был Пюхтицкий. Еще раз благодарю Вас и до свидания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Здравствуйте,
Когда стала читать и увидела фото Игуменьи Георгии , то очень поразило мое внешнее сходство -лицо- похожи мы. А еще я с 2007 года всегда молилась и читала акафист отцу Серафиму Вырицкому, пообещала ему съездить к нему и побывала у него не могилке в 2011, поговорила там с ним, необыкновенное ощущение благодати было. Но в 2012 году в аварии скончался мой сын Алексей. Я очень хочу побывать у матушки Георгии в монастыре, помолиться, исполнять послушание какое то время, даже ощущение сестринской теплоты появилось к ней. Возможности материальные теперь ограничены пенсией. Душа моя скорбит. Как добраться к Вам, мои дорогие, паломницей? Напишите, не сочтите за труд. Доброго здоровья Вам. Людмила. 89198594970

Наверх

Рейтинг@Mail.ru