Настоятель «церкви русских» в горах Савойи

Рака-с-мощами-св.-Алексия-в-Преображенском-храме
Настоятель «церкви русских» в горах Савойи. О судьбе праведного Алексия Южинского рассказывает монахиня Свято-Покровской обители, где ныне почивают мощи святого.
Священническое-облачение-св.-Алексия-в-Покровском-храме-в-Бюсси-ан-От

В судьбе этого недавно канонизированного святого переплелось многое: служение в Петербурге, гонения, чудесное спасение от расстрела, бегство из России, и, наконец, многолетнее окормление русских рабочих-эмигрантов во французском шахтерском городке. О праведном Алексии Южинском рассказывает монахиня Анна (Грюнвальд) из Свято-Покровской обители, где ныне почивают мощи святого.

Монахиня Анна (Грюнвальд)

ТЕКСТ

Л.Зотова: Дорогие радиослушатели, здравствуйте! У микрофона Людмила Зотова. Предлагаем вам послушать запись встречи с монахиней монастыря Покрова Божией Матери в городе Бюсси-ан-От во Франции матушкой Анной. Включаем запись.

Л.Зотова: В храме Преображения Господня, который находится на территории Покровского монастыря в маленьком французском городке Бюсси-ан-От, покоятся мощи святого праведного Алексия Южинского. Имя этого святого не очень известно нашим радиослушателям и вообще жителям России. И сегодня монахиня этого монастыря матушка Анна согласилась немного рассказать нам об этом святом. Итак, святой праведный Алексий Южинский. Матушка Анна, каким образом мощи святого праведного Алексия оказались здесь?

Мать Анна: Сначала я расскажу немножко, как нашли его мощи. Когда нашли его мощи нетленными на кладбище в Южин, было удивительно, что тело оставалось три дня на кладбище, потому что не ожидали, что найдут его мощи. И не знали, что делать. Но в конце концов перенесли мощи на кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа, где они находились в крипте несколько лет. А нашли его мощи таким образом. Власти города Южин решили, что кладбище будет на новом месте, вне города, потому что старое кладбище было в центре. И тогда решили, что все родственники могут быть на месте, когда будут извлекать останки из каждой могилы. И мы даже встретили француза, который был свидетелем, когда копали могилу святого праведного Алексия, потому что его родственники были похоронены рядом. И он знал отца Алексия. И этот француз нам рассказал, как вдруг рабочие, которые копали, очевидно, что-то почувствовали. И они копали не лопатами, а вдруг они решили копать руками. И они тогда нашли тело отца Алексия нетленное, в священническом облачении. И обычно священники держат на персях Новый завет, Евангелие. И это Евангелие тоже нашли совершенно нетронутое. И, конечно, все были так поражены этим. И этот француз – он был тогда мальчиком – он узнал его и сказал: это отец Алексий! Все были просто поражены и не знали, что делать. Вот так нашли нетленные мощи. И еще это было удивительно, потому что ведь он умер от рака. И когда была канонизация, тоже был вопрос, где будут храниться мощи святого праведного Алексия. Потому что крипта на кладбище Сент-Женевье-де-Буа часто бывает закрыта, и люди не могут приходить свободно и молиться святому праведному Алексию. И тогда владыка Гавриил, наш архиепископ, попросил перенести их в наш монастырь. Почему именно в наш монастырь? Тогда мы только что закончили строить новый храм Преображения Господня, и это был большой храм. И нам владыка сказал: у вас большой храм, место есть, и люди могут приезжать свободно и молиться. И вы будете молиться ему. И тогда наша игуменья матушка Ольга согласилась, но был вопрос с французами, потому что они не понимают, что это такое – перенесение мощей. Для них это просто невозможно, просто нельзя, такие у них правила. Но какое-то разрешение мы, наконец, получили. И мы получили мощи святого праведного Алексия как раз накануне Покрова, и все, конечно, очень обрадовались. И все это было связано с маленькими такими знаками святого. С тех пор мы обычно по вторникам вечером поем ему акафист, и многие к нам приезжают ему молиться. Можно даже рассказать чуть-чуть о некоторых случаях. Звонила, например, в монастырь русская женщина из Женевы и спрашивала: у вас мощи святого праведного Алексия? Мы говорим: да. И она тогда сказала: ночью во сне я видела деревянную церковь, какие-то священнические одежды и батюшку. Он мне и говорит: почему ты не просишь у меня помощи? И я тогда спросила его: а кто Вы? Он сказал: я Алексий Южинский. А Женева – это примерно пятьдесят километров от Южина. Это Швейцария, но уже за границей. И она пошла в собор в Женеве, попросила священника ей рассказать, кто такой Алексий Южинский. И тогда он ей сказал: поезжайте в Южин, там есть церковь, где он служил. И тогда она нам по телефону сказала: вот я сейчас еду в Южин, и что мне дальше делать? А так как мы сами были в это время в Южин, то мы ей сказали, кому можно позвонить, чтобы нам встретиться, как нас найти и так далее. И она сказала: как только смогу, я приеду к вам. И действительно, они приехали с мужем, и были уже в нашем монастыре три или четыре раза. Она очень любит святого праведного Алексия.

Л.Зотова: Она православная?

Мать Анна: Да, она православная, русского происхождения. Да, как святые все делают, это удивительно. Ведь они с мужем жили раньше в Париже, и когда освящали квартиру в Париже, священник ей дал бумажную икону святого праведного Алексия. Она посмотрела, подумала – не знаю, кто это, и просто взяла с собой и все. А потом, после того сна и после того, как она была в Южин, она снова нашла эту бумажную икону и поняла, кто это. Ведь это он ей во сне сказал: почему ты не просишь у меня помощи?

Л.Зотова: И она стала просить у него помощи?

Мать Анна: О да, она теперь без конца просит! И он ей все время помогает.

Л.Зотова: Матушка Анна, может быть, Вы расскажете немножко о своей поездке в Южин. С кем Вы поехали, что Вы там встретили? Помнят ли там об отце Алексие?

Мать Анна: Первый раз мы были с матушкой Евгенией и, по-моему, с матушкой Серафимой. Это уже было, когда у нас были его мощи. Мы взяли репродукцию нашей иконы на доске и частицу мощей в иконе. Мы принесли это в дар этой церкви в Южин. Это бывший гараж, который русские эмигранты в 20-х годах переделали в церковь. Довольно большой храм. Они там создали такую организацию русских эмигрантов в Южин и их друзей. И они собираются, они вспоминают все, что было, очень много интересных историй, потому что в Южин было до двух тысяч русских, там были заводы для производства стали. Это была очень-очень тяжелая работа. И русские эмигранты были известны как хорошие рабочие, не все могли так работать, как они работали. И вот многие из России, которые были в прибалтийских странах, когда там пришла советская власть, они уезжали и были без работы, они приезжали во Францию и искали работу – именно их приглашали на эти заводы. Им давали жилье в Южин, и они оставались здесь жить и работать. И очень быстро они создали приход, завод отдал им этот гараж, чтобы они смогли переделать его в храм. И они все устроили, получили иконостас. И есть такая история, что иконостас был на корабле, когда уходили войска Белой армии. И этот корабль остановился в Тунисе. А когда эти корабли уничтожали или передавали, именно из такого корабля они получили иконостас, очень хороший иконостас. И еще очень много историй связано с этим приходом и с этими русскими в Южин.

Л.Зотова: А когда Вы туда приехали и привезли с собой икону с частицей мощей святого Алексия, кто-то из прихожан, из старых русских, может быть, еще помнил, знал лично отца Алексия Южинского?

Мать Анна: Да. Еще была женщина, примерно девяноста лет, которая была маленькой, когда служил отец Алексий, и она слышала Закон Божий от него. Святой праведный Алексий очень любил детей и давал им уроки Закона Божьего, и эта женщина, еще будучи девочкой, бывала на этих уроках. И еще несколько женщин мы повстречали, которые что-то еще могли вспомнить. Они вспоминали, например, как отец Алексий ходил по улицам Южин, и он немножко ходил с трудом, потому что когда его били в тюрьме, ему повредили ноги. И у него была рана на лице, и он выглядел немножко странно. А дети бегали за ним и немножко дразнили его. А он – ничего, как будто ничего не замечал, просто ходил и, наверное, молился. И он каждый день служил, как они вспоминают.

Л.Зотова: Слышали ли Вы какие-то интересные истории, которые касаются помощи святого праведного Алексия Южинского? Помогал ли он тем людям, с которыми Вы встречались?

Мать Анна: Да, мы немножко собираем такие истории. Конечно, он помогает вот этой Светлане, о которой я уже рассказала. А как? Я не спрашивала, это ее личные дела. И я знаю, что и другим многим он тоже помогает. Но то, что меня поразило, это обновление церкви в Южин. Наверное, около 2000 года приблизительно начали обновлять церковь. Почему? Церковь была в ужасном виде; уже крыша так протекала, что было просто невозможно. И те русские, которые остались в Южин, были все уже пожилые. Последний священник служил там, отец Филипп, очень хороший священник был. Но он там служил в 1950-е годы, а потом никого не было, не было постоянного священника. Просто иногда приезжал из Женевы священник для крещения. И поэтому никто не мог заниматься этой церковью, и только у одной женщины, которую мы встретили, это чудная женщина, ее зовут Наталья, была в доме одна комнатка, которую она выделила, чтобы приютить там все, что необходимо для Литургии. И там все было, что нужно, но сама церковь была в ужасном виде. И уже мэр города Южин хотел уничтожить эту церковь. Но в одной деревне недалеко от Южин был такой мэр Кристиан, типичный альпийский житель, большой, сильный, и он нам так рассказал, что когда он работал в этих краях, он всегда проезжал мимо «церкви русских», так ее все называли. И он думал: мне надо когда-нибудь посмотреть эту церковь. И десять лет он думал: мне надо бы посмотреть эту церковь. А потом он страшно заболел, и даже был в коме – он попал в аварию, и был в коме очень долго. И лежал несколько лет почти без движения. Но потом немножко поправился и стал работать в саду. И у него была постоянная внутренняя мысль: ты все-таки так и не посмотрел церковь русских. И он подумал: да, хорошо, надо все-таки посмотреть. Потом снова, через несколько дней, эта мысль снова пришла к нему в саду: ну все-таки надо же посмотреть эту церковь! И он решил тогда – пойду. И что делать – поехал в Южин узнать, у кого ключи от этой церкви. И ему показали русских, уже престарелых, которые даже с большим трудом ходили, и все-таки пришли к зданию церкви. Он был поражен, потому что, действительно, эти муж с женой уже изнемогали, но все-таки имели ключ. Они открыли ему – и что он видит? В передней части церкви много книг, но в ужасном виде; потом дальше сама церковь – вода течет, кругом тазики, чтобы воду собирать; электричество ужасно, все ужасно, но все-таки почему-то иконы неплохие, иконостас в неплохом виде. И тогда женщина ему сказала: хотите войти в алтарь? Мы, женщины, не можем, а вы, мужчины, можете. Он был удивлен, и так как он был семинарист католический, он немножко все-таки понимал в церковных делах. И он вошел в алтарь и был поражен. Там были одежды священнические в хорошем виде – пыль, конечно, но целые; еще кадило и так далее. Он был так поражен, что он позвонил мэру Южин – он тогда узнал, что есть решение разрушить эту церковь – и сказал очень решительно: не трогайте церковь русских! И мэр Южин просто засмеялся и сказал: ну что ты мне говоришь, это место нужно нам для парка автомобилей, который нам надо расширить. И как раз это место нам нужно, потому что старый парк автомобилей рядом. А эта церковь в ужасном виде. Но тот сказал: нет, не трогай эту церковь! Тогда мэр сказал: если ты очень настаиваешь, мы ее перенесем на другое место на рельсах. Но он ответил: нет, эти русские нам помогали на этих заводах, это их память, их наследство, и надо оставить все на этом месте. Я соберу молодых, которые без работы (а у нас есть какие-то правила, как занимать безработных, которым давали какие-то задания и что-то платили), и я все устрою. Ну хорошо, сказал мэр. И он начал работать. Позвал молодых, которые починили крышу, чтобы не текла вода. И еще купол уже начинал падать, потому что были большие деревья и они падали на этот купол. И они все это поправили. И еще они поменяли все дерево под крышей – балки и все прочее, все было в ужасном виде. Он нашел плотника, это тоже были большие деньги, но как он его нашел? Он просто смотрел телефонные книги и нашел плотника с украинской фамилией. И позвонил ему и сказал: ты хочешь попасть в рай? Ему тот ответил: ну конечно, хочу! Тогда помоги в реставрации церкви русских! Это очень нужно. Пожалуйста, скажи, что ты можешь сделать. И тот в ответ сказал: я подумаю. И потом он, действительно, сам позвонил и сказал: хорошо, я помогу. И этот украинец, православный, помог сделать все, что нужно было для того, чтобы восстановить все деревянные детали. И очень хорошо это сделал. И так помогали еще очень много людей, совершенно удивительным образом. И вот другая история. Был еще такой альпинист, тоже Кристиан, кажется, из Норвегии, если я ничего не путаю. Он бывал очень часто на этом месте, у него был там дом, и когда он был свободен, то проводил каникулы в Альпах, в горах, а его друг, Бруно, француз, тоже альпинист, он был у нас в монастыре и нам сказал, что они были вдвоем в кафе и пили аперитив. И видели из окна эту церковь русских. И подумали: все-таки жалко, жалко этой церкви, которая в таком виде. Надо что-то делать. И тогда они познакомились с Кристианом и решили вместе находить средства, чтобы дальше продолжать обновление церкви. И действительно, этот второй Кристиан очень помог, потому что имел средства. И вот эти два Кристиана и Бруно, они не православные, а, наверное, католики, они собрались и сделали книгу о русских в Южине. А потом они переделали и стены, которые тоже были в ужасном виде, потом электричество – и теперь все новое в этой церкви. Нашли даже колокол, а чтобы никто не мог без спроса входить в церковь, они сделали сигнализацию, которая шла на завод, и попросили на заводе быть свидетелями, если кто-то входит в церковь. Завод совсем рядом. И вот эта церковь уже совсем обновленная, и она под охраной.

Л.Зотова: А люди в нее приходят сейчас?

Мать Анна: Это большой вопрос, потому что Литургия только два раза в году – в день святителя Николая, это престольный праздник храма, и на Пасху. Приезжают священники из Женевы и служат. Конечно, мы думаем, что если так Господь помог реставрировать церковь, то что-то будет. И есть надежда, что, может быть, какой-то священник из Женевы поселится в Южин и будет там служить более регулярно. Но вопрос в том, что многие православные разные в этих краях – не только русские. И как их собирать? Они уже отвыкли от церкви. Но – понемножку. Когда мы были, а были мы два-три раза в Южин, каждый раз был акафист и маленькая служба, и всегда люди собирались – двадцать, тридцать, сорок человек, не больше, но все-таки собирались. Друзья, которые очень любили русских, или которые вышли замуж или женились на русских, и так далее. Да, и нужно закончить эту историю с первым Кристианом. Ему стало немножко лучше со здоровьем, все-таки он смог устроить все это дело. Но он не мог стоять долго, он очень болел. И он был удивлен, что канонизация священника Южинского будет в соборе в Париже. Он не слышал о нем. Он был так удивлен – и сказал: я поеду. И потом он мне рассказывал: я стоял четыре часа два раза, на Литургии и на канонизации, и стоял без труда, и все узнал об отце Алексие. И тогда подошел к нему и сказал: не ты ли все это устроил? И я думаю, что святой праведный Алексий будет и дальше все устраивать в его жизни, не знаю – что, но будет устраивать дальше. Потому что реставрация церкви совпала по времени с канонизацией святого Алексия. Хотя эти два Кристиана и Бруно, конечно, не знали, ничего не знали. Они просто от любви к русским, от любви к России, потому что они все любят Россию – они все сделали так, безвозмездно.

Л.Зотова: Что же, матушка Анна, скептики могут сказать, что это все случайность, что это все совпадения, но я думаю, что люди верующие в этом усмотрят более глубокий смысл, более явный знак, которым, наверное, святой праведный Алексий Южинский показал свою любовь и к тем местам, где он служил, и к людям, которые были вокруг него. А вот скажите, пожалуйста, Ваш монастырь чувствует какую-то помощь, поддержку этого святого? Ведь мощи его находятся в храме Вашего монастыря.

Мать Анна: Мы чувствуем его поддержку, конечно. Я не могу все рассказать, но есть такие маленькие знаки. Мы постоянно это чувствуем.

Л.Зотова: А Вы лично, матушка Анна?

Мать Анна: Есть одна маленькая история, очень маленькая. Когда надо было устроить все для освящения храма Преображения Господня, нашего нового храма, надо было найти палатку, чтобы принимать всех на нашем дворе, потому что мы знали, что будет слишком мало места в трапезной – а это было уже 14 октября, и могли быть дожди. А нужна была трапеза для всех после Литургии. И мы думали, что на дворе мы устроим что-то вроде большой палатки. Но мы искали такую палатку, и все было почему-то очень дорого, и мы не решались купить. И я все-таки думала, что поможет святой праведный Алексий. Было удивительно, потому что я увидела во сне палатку – именно то, что нам надо было бы. И вот на следующий день мне сказали: надо поехать на почту. Обычно я никуда не езжу – ну хорошо, поедем на почту в город. И что я вижу на площади? Я вижу такую палатку! Я тогда подошла к людям, у которых была эта палатка. Оказалось, это бывшие моряки, которые что-то устроили. И я у них попросила: а вы не можете нам одолжить эту палатку? Они сказали: конечно, и мы сами все вам устроим. И они приехали к нам, устроили эту палатку – и это было как раз то, что нужно. И даже, по-моему, и на следующий год они снова приехали. Они спросили нас: хотите еще? Мы сказали: да, конечно! Это совсем маленькая история, но я увидела в этом знак, знак помощи святого праведного Алексия Южинского.

Л.Зотова: Матушка Анна, а вот частицы мощей святого праведного Алексия Южинского можно в каких-то храмах найти, в России или во Франции?

Мать Анна: Да, есть уже частица мощей в Нот, там церковь посвящена святителю Василию, и они попросили, чтобы второй покровитель храма был святой праведный Алексий Южинский, и, конечно, они получили мощи. И еще есть храм под Парижем, это маленькая церковь была освящена в честь святого праведного Алексия Южинского. И люди просили, и священники. И в Москве уже одна церковь имеет частицу мощей, потому что настоятель связан с эмиграцией, у него тетя была в эмиграции, и он приезжал в Париж, узнал о святом праведном Алексии и попросил икону с мощами. Он попросил приехать сюда, потому что они там написали очень большую икону. И они принесли эту икону, чтобы освятить ее над мощами и получить частицу мощей для иконы. Но когда они уже были здесь, они сказали: мы не будем обратно забирать эту большую икону, берите ее себе, а мы возьмем только частицу мощей.

Л.Зотова: Говорят, что некоторым святым молятся в каких-то особых нуждах. Кто-то покровитель семейного благополучия, кто-то помогает в болезнях, кто-то покровитель путешествующих. Замечали ли Вы, что в каких-то специальных нуждах надо помолиться святому праведному Алексию?

Мать Анна: Я знаю, что многие священники приезжают, чтобы помолиться ему. Так что, о священстве. И еще мне кажется, что у него была такая трудная семейная жизнь, ему было так трудно, и муж его дочери пил, и у него были кризисы бесконечные, и вот у него просят помощи для семейной жизни. Мне так кажется. И мне кажется, что он может помогать особенно с таких случаях.

Л.Зотова: Насколько я знаю, у нас в Петербурге, на подворье Оптиной пустыни недавно появилась частица мощей святого праведного Алексия Южинского. Так что я думаю, наши жители тоже могут придти туда, на подворье, и помолиться этому святому, который особо чтим в Вашем монастыре.

Мать Анна: Мы были удивлены, что приезжали люди, которые просили помощи у святого праведного Алексия. Как они узнали о нем, мы не знаем, но были поразительные случаи. Вот, например: женщина некрещеная, даже нефранцуженка, она приехала к нам из Парижа, потому что она сказала – мне нужна помощь отца Алексия. Потом она крестилась и выбрала себе имя для крещения – Алексия.

Л.Зотова: То есть каким-то тайным путем отец Алексий как-то открывается людям.

Мать Анна: Да-да, и еще был случай. Вот один француз, который жил в этих краях, он тоже сказал, что он стал православным и хотел бы быть под покровительством святого праведного Алексия. Действительно, святой Алексий действует.

Л.Зотова: Что же, матушка Анна, мы желаем, чтобы святой праведный Алексий Южинский помогал не только всему Вашему монастырю, всем, кто здесь служит, всем, кто сюда приезжает, но и также всем людям, всем, кто нас сейчас слышит.

Мать Анна: И видите, все-таки он служил недалеко от Петербурга. Он когда-то получил благословение святого праведного Иоанна Кронштадтского, чтобы стать священником. А где он служил? У нас есть связь с этим священником, сейчас эта церковь снова открыта, и там есть икона и мощи святого праведного Алексия.

Л.Зотова: Дорогие друзья, наша сегодняшняя встреча закончилась. Я напоминаю, что сегодня мы беседовали с монахиней православного монастыря Покрова Божией Матери в бургундском городке Бюсси-ан-От матушкой Анной. Матушка Анна, спасибо Вам большое!

Мать Анна: Молитвами святого праведного Алексия Господь да поможет всем.

Л.Зотова: А в оставшееся время приглашаем вас послушать жизнеописание святого праведного Алексия Южинского. Алексей Медведков родился 1 июня 1867 года в селе Фомищеве Вяземского уезда Смоленской губернии, в семье молодого сельского священника отца Иоанна Медведкова, скончавшегося вскоре после рождения сына. Для маленького Алексея начинается жизнь, полная лишений и нищеты. Однако он получил обычное в те времена для детей духовенства образование – сначала в духовном училище, затем в семинарии. Санкт-Петербургскую духовную семинарию он окончил в 1889 году с трудом, не будучи особенно одаренным для учебы, но питая сильное желание, высказанное Богу, пойти по следам своего отца, по пути священничества. Перед ним встал вопрос о получении места для обеспечения матери. Его добрая совесть не позволила ему сразу вступить на трудный путь священства. Обладая хорошим голосом и отличным слухом, он сначала решил попробовать свои силы и одновременно подготовиться к священству на должности псаломщика. После долгих хлопот в 1890 году он получил место псаломщика в церкви святой Екатерины на Васильевском острове в Петербурге. Примерно в то же время его уговорили жениться. Думы о принятии священства, но вместе с тем и понимание всей ответственности, связанной с этим служением, не оставляли псаломщика Алексия. В те году самым ярким духовным руководителем русского народа являлся отец Иоанн Сергиев, Кронштадтский пастырь. К нему тянулись со всех концов России, кто за советом, кто за исцелением. Псаломщик Алексий очень чтил отца Иоанна, иногда говел у него и любил бывать у отца Иоанна при совершении им богослужений. К нему-то и обратился Алексей Медведков за советом и поведал, что уже несколько лет собирается принять священство, но откладывает, сознавая свое недостоинство. Отец Иоанн Кронштадтский выслушал его и сказал: «Это хорошо, что ты страх Божий имеешь» и благословил его на священство. Тогда Алексей Медведков подал прошение о рукоположении митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Палладию. Рукоположение в чин диакона состоялось 24 декабря 1895 года, а через два дня, то есть на второй день Рождества Христова, он был рукоположен во священника. Отец Алексий был назначен в село Вруду Ямбургского уезда Санкт-Петербургской губернии, в 91 версте от Петербурга по Балтийской железной дороге. На смертном одре, 38 лет спустя, отец Алексий свидетельствовал, что благодать священства его ощутительно укрепила и ободрила. Он осознал свою большую ответственность перед Богом, и с тех пор его внутренняя духовная жизнь наполнилась заботами о спасении душ вверенных ему прихожан. Приход в селе Вруде был небогатый; причт, состоявший из священника и псаломщика, получал небольшую казенную помощь, на которую имели право только беднейшие приходы. В селе имелась одна церковь в честь Успения Божией Матери, каменная, с колокольней, теплая; к приходу было приписано 13 деревень; всего прихожан у отца Алексия насчитывалось около полутора тысяч. В селе было четыре школы – церковно-приходская, земская и две школы Санкт-Петербургского Воспитательного дома. Во всех этих школах отец Алексий был законоучителем. В этом приходе он прослужил 23 года. Он по совести нес крест священства, пользуясь любовью своих прихожан-крестьян и уважением собратьев-иереев. Иногда он целыми ночами собирал материалы для своих проповедей, выписывал книги, читал святых отцов и учителей Церкви, желая по-христиански воспитывать свою паству. Пастырская ревность, особенно в деле проповеди и преподавании Закона Божия, была отмечена церковной властью, наградившей отца Алексия всеми священническими наградами, вплоть до протоиерейского сана. По бедности прихода кроме пастырских трудов отцу Алексию приходилось самому пахать, жать, молотить. Так продолжалось до революции 1917 года. В это время Господь послал отцу Алексию подвиг исповедничества. Его арестовали одним из первых; ему ставили в вину его верность Православию и Христу. Он томился в тюрьмах, терпел побои и издевательства. Во время пыток ему перебили руки и ноги и частично порвали лицевой нерв правой стороны. Наконец, он был приговорен к расстрелу. Младшая дочь его отдает себя в заложницы, и отца Алексия выпускают. После освобождения в 1919 году ему удалось бежать со всей семьей в соседнюю Эстонию. Поселился отец Алексий с семьей в городе Кохтла-Ярве, и для прокормления семьи поступил на тяжелую работу в сланцевых рудниках. Вместе с обычными рабочими там работали и эстонские преступники, которых приводили на работу в кандалах под конвоем. Изнурительная работа, всевозможные лишения, а до этого – заключение в тюрьме подорвали здоровье отца Алексия настолько, что он не смог долго работать простым шахтером. Ему стали давать более легкую работу на поверхности, например, носить пустые бочки от дегтя. Позднее он стал ночным сторожем. В 1923 году православное епархиальное эстонское начальство назначило отца Алексия сверхштатным священником в довольно большой эстонский приход с храмом в честь Богоявления. Все десять лет, проведенные отцом Алексием в Эстонии, были чрезвычайно тяжелым периодом в его жизни. Это было время непосильных трудов и большой бедности. Заболела его жена. После операции матушка прожила еще три года и скончалась. В 1929 году отец Алексий написал прошение митрополиту Евлогию в Париж с просьбой о принятии его в свою епархию. Получил согласие владыки митрополита и прибыл с дочерью и внуком во Францию. Сначала владыка Евлогий назначил отца Алексия сверх штата и без содержания в кафедральный Александро-Невский собор в Париже, а через несколько недель послал его на юго-восток Франции настоятелем Свято-Николаевской церкви города Южина. Южин, город с большим металлургическим заводом, расположен в горах Савойи. Многие из эмигрантов обосновались там, и постепенно их жизнь организовывалась вокруг Свято-Николаевского храма. История его началась в 1924 году, после приезда первой волны русских беженцев. Они организовали приход и подали прошение господину Павлу Жиро, основателю завода, который предоставил им под церковь большой барак рядом с заводом. Благодаря усердию верующих храм был освящен в 1927 году, но только в 1935 году был установлен настоящий иконостас. В Южине материально отцу Алексию стало гораздо легче. Завод предоставил ему бесплатную квартиру, уголь для отопления. А приход еще доплачивал настоятелю. Но он сразу же раздавал эти средства нуждающимся, будь то русские православные или нет. Он и внешне выглядел типичным сельским батюшкой, ходил в старенькой потрепанной ряске, сам тоже старенький, слабого здоровья. Но глаза у него были ясные, отражающие глубину души. Заботиться о своей наружности, кроме дней больших церковных торжеств, отцу Алексию не приходило в голову, у него были другие думы, другие заботы. Убогим чужестранцем проходил он по улицам Южина, погруженный в молитву. Замечал ли он тогда пренебрежительное отношение к нему местных жителей и насмешливые клички французских детей? В Южине вместе с отцом Алексием жила его младшая дочь, по характеру со странностями, как и ее покойная мать. Она оказалась неспособной позаботиться ни о хозяйстве, ни даже о своем малолетнем сыне. Настоятелем отец Алексий был твердым и очень добросовестным. Особенно старался отец Алексий неопустительно совершать Божественную Литургию. В этом ему содействовал регент хора Леонтий Иванович Чапленко. По воскресным дням богослужение проходило очень торжественно. Благодаря талантливому регенту прекрасно пел большой хор, а служение отца Алексия всегда дышало искренностью и глубокой верой. Служил он без пропусков и очень хорошо, громким и отчетливым голосом. Часто говорил проповеди, почти исключительно на евангельские темы, всегда длинные и основательные. А после Литургии часто оставался отец Алексий один в храме помолиться и часто служил панихиды по своим усопшим духовным чадам. Служил он также часто разные требы по просьбам прихожан-южинцев, за что никогда не хотел брать денег. Отец Алексий был кроткого нрава и всемерно старался быть в мире со всеми, каковы бы ни были социальное положение, политические или церковные убеждения его чад. На обиды отвечал смиренным молчанием и принимал их как нечто заслуженное. Такое отношение есть истинная сила для тех, кто умеет взирать очами сердца. В обществе, например, на званых обедах он чаще всего молчал и внимательно прислушивался к беседе других. Когда же разговор затрагивал политику или начиналось осуждение близких, он переставал слушать. Он производил впечатление многосторонне начитанного и умного человека, выказывал интерес к литературе и науке, но в беседах все в конечном итоге сводил к Богу и Церкви. При этом он часто цитировал Евангелие, Псалтирь, которые знал наизусть, и другие писания; приводил учения отцов Церкви, рассуждал о мнении философов и богословов. Например, любил Хомякова. Часто говорил о радости, порождаемой исполнением Христовых заповедей. Особенно ласков был отец Алексий с детьми и любил их за душевную чистоту. Духовный облик отца Алексия, оставшийся в памяти его прихожан – это облик честного труженика, исключительно скромного, деликатного, даже застенчивого, придавленного нуждой, но за все благодарящего Бога, ничего не требующего, ничего не домогающегося. Молчаливый, часто погруженный в глубокую задумчивость, он однако был приветлив со всеми. В 1931 году младшая дочь отца Алексия вышла замуж за неудачливого русского беженца, но на другую квартиру не переехала и ютилась с мужем в одной комнате, а в другой жил отец Алексий с внуком. В последний период жизни отца Алексия на его долю выпало опять много испытаний. Паства, главным образом заводские рабочие, не ценят его, не понимают его смиреннейший нрав, его воистину христианскую кротость. И сам отец Алексий не может примениться к новой обстановке. Его отношения с русской общиной были, без сомнения, самым тяжким испытанием в его жизни. Его совершенно не понимали, и немногие сумели по достоинству оценить чрезвычайное смирение его характера. Отец Алексий не сумел по-настоящему приспособиться к жизни в эмиграции. Но батюшка не отчаивался; он нес свой крест, стараясь всеми средствами, и в первую очередь своим смирением, умиротворить сердца и души своей паствы. Жил он почти в бедности. В семье, как и прежде, ему было не с кем поделиться своими духовными интересами, но к непониманию прибавилось еще и постоянное огорчение от грубого зятя. В приходе тоже приходилось терпеть обиды от некоторых прихожан. Отец Алексий, старый, заслуженный протоиерей, привыкший к благочинию в храме, впервые в Южине встретился с сильным церковным советом. Там заседали люди, в большинстве своем привыкшие командовать на войне и считавшие себя полновластными хозяевами в приходе. Поэтому они не особенно считались с церковными правилами и совестью настоятеля. А отец Алексий не считал себя вправе уступать в чисто церковных делах. Кроме того, собрания церковного совета бывали бурными, и из-за этого отец Алексий иной раз объявлял их закрытыми раньше конца. По всем этим причинам появилась группа людей, недовольных отцом Алексием. Отец Алексий искал поддержку в молитве. Тем временем недовольные послали жалобу митрополиту Евлогию на отца Алексия, и в ответ на нее отец Алексий получил незаслуженный строгий выговор и вызов в Париж. Но тогда за отца Алексия вступилась большая часть прихожан. Они составили письмо, в котором выражали любовь и преданность своему настоятелю, собрали много подписей и послали отцу Алексию в Париж с преданным ему прихожанином. Когда митрополит Евлогий увидел, что защитников чуть ли не в четыре раза больше, чем жалующихся, то задумался и оставил отца Алексия на месте. А в Южине был переизбран весь церковный совет. Наконец наступило затишье, но прожил после этого отец Алексий недолго. Злой недуг подтачивал его и до того расшатанное здоровье. Он старался не оставлять служение, но вскоре принужден был слечь в постель. Болезнь отца Алексия быстро обострялась, и в июле 1934 года его отвезли в больницу. Довольно скоро его пришел навестить прихожанин местной церкви. После обычных слов приветствия отец Алексий сказал ему: «Я одинок, меня никто не посещает, даже дочь моя бывает у меня редко – ей, бедной, с маленькими детьми трудно приезжать сюда. Да и зять, вероятно, не пускает ее ко мне, ибо не очень жалует меня. Заходите почаще». После этих слов отец Алексий попросил прихожанина помолиться вдвоем. Он сказал: «Когда нападает уныние, нужно молиться вдвоем. Тогда Христос бывает посреди нас, согласно Своему обещанию в Евангелии». Прихожанин стал навещать отца Алексия каждый вечер после работы на заводе. На второй день он прочел канон с акафистом Божией Матери Заступнице Усердной. Тихо, радостно и со слезами молились они. В тот же вечер у них завязался разговор об Иоанне Кронштадтском, и отец Алексий поведал, как отец Иоанн благословил его на священство. Сказал также, что за границу попал после больших испытаний, выпавших на его долю, но каких испытаний – не сказал. Он был скуп на слова и мало говорил о себе. Через несколько дней доктор объявил, что ему необходимо хирургическая операция. Однако во время операции обнаружили уже неизлечимый рак желудка. Наступили последние дни жизни отца Алексия. Отец Алексий тяжело страдал физически, но не жаловался, был спокойный и духом бодрый. До последнего дня жизни полное, ясное сознание не оставляло его, и он сознательно готовился предстать перед Престолом Божиим. Отец Алексий молил Бога о прощении за то, что не выполнил всего, что нужно было сделать пастырю. Заочно просил у всех прощения, всех благословлял, со слезами смиренно молился, чтобы Господь – не по его заслугам, которых он за собой не знал, но по великой Своей милости – принял его в Свои райские обители. Он жаждал исповеди и Святого Причастия. За день до смерти отец Григорий Клочко его напутствовал, исповедовал, соборовал и причастил Святых Христовых Таин. Соседи по палате рассказывали, что накануне смерти отец Алексий громко воспевал церковные песнопения. А 22 августа 1934 года рано утром он отошел ко Господу. После установления смерти судебный медик приказал немедленно положить в гроб тело покойного в опасении быстрого разложения тела из-за распространенного рака и из-за сильной летней жары. Прихожане пожелали, чтобы покойный отец Алексий был похоронен в Южине. На погребение собрались все русские южинцы обеих юрисдикций и независимо от чувств, которые они питали к отцу Алексию при его жизни. Похороны казались светлым праздником; радостное и торжественное настроение наполнило души всех участников. Все чувствовали, что душа их пастыря ушла не в темноту могильную, а ко Господу, в Его пресветлые селения. Сначала отца Алексия похоронили в бесплатную временную могилу, а несколько времени спустя новый настоятель прихода купил могилу, куда и похоронили отца Алексия. Это было первое перезахоронение, в течение которого гроб оставался три дня снаружи и не был открыт. В августе 1956 года было обнаружено нетленное тело русского священника отца Алексия Медведкова, когда городское управление постановило упразднить старое кладбище. Настоятель Южинского прихода обратился к некоторым прихожанам с советом перенести останки бывшего настоятеля отца Алексия, но все говорили, что это дорого обойдется, что денег нет и своих перевести. Тогда отец Филипп решил перенести его за свой счет. Купил гроб, а сам уехал на несколько дней по приходу, указав рабочим французам могилу, которую надо будет раскапывать. Не дождавшись его возвращения рабочие начали раскапывать могилу без него. Орудовали лопатами, кирками, так как до сих пор в могилах находили только кости. Но когда приступили к могиле отца Алексия, по непонятному для них самих побуждению, на половине работы побросали лопаты и стали действовать руками. Осторожно разгребая могилу, они увидели лежащее в мокрой земле нетленное тело. Сохранилось и облачение, и Евангелие. Рабочие говорили, что никогда ничего подобного при вскрытии могил не встречали. Несомненно совершилось чудо – тело, положенное во гроб, оставалось на солнце три дня. И хотя была страшная жара, никакого тления обнаружено не было. И руки его сгибались как у живого человека. Тело отца Алексия было вновь предано земле 11 августа 1956 года, через 22 года после его смерти. По дороге в Сент-Женевьев-де-Буа гроб был завезен в Покровскую обитель, чтобы дать возможность монахиням и всем живущим в монастыре поклониться мощам отца Алексия. В Успенском храме на кладбище при очень большом стечении народа епископ Мефодий (Кульман) отслужил заупокойную Литургию и панихиду, а затем в крипте после литии гроб блаженного почившего отца Алексия был поставлен в склеп. На панихиде присутствовало духовенство всех трех юрисдикций – Константинопольского Патриархата, Московского Патриархата и Зарубежной Церкви. Бог прославил скромного труженика на ниве Господней, не признанного при жизни, забытого после смерти. Святой праведный Алексий Южинский был канонизирован Константинопольской Православной Церковью 16 января 2004 года. Уважаемые слушатели, передачу «У нас в гостях», посвященную святому праведному Алексию Южинскому, подготовила и провела Людмила Зотова. До новых встреч!

Наверх

Рейтинг@Mail.ru