«Мы начали путешествие вдоль канала Грибоедова – с Банковского мостика, почти тем же и заканчиваем – аналогичным Львиным мостиком»

Львиный мост 1

Программа Людмилы Зотовой

«Город и время»

Прямой эфир 16 июня 2015 г.

Гость: Владимир Линов

Тема: Мосты Петербурга. Передача 4.

 

— Сегодня гость нашей студии – Владимир Кузьмич Линов, и опять основная тема передачи – мосты Санкт-Петербурга. Будем сегодня продолжать эту тему.

 

Мы с Владимиром Кузьмичом уже делали передачи о мостах на Мойке, делали передачу, точнее, начали в прошлой нашей встрече говорить о мостах канала Грибоедова. Вот, пожалуйста, Вам слово.

 

Да, мы прошли почти весь канал Грибоедова. Но кусочек, дальний от центра, еще остался для того, чтобы о нем поговорить. Я имею в виду, конечно, мосты через канал. В прошлый раз мы остановились на Каменном мосту. Каменный мост находится в створе Гороховой улицы. Это один из самых ранних каменных мостов на каналах и реках Петербурга. Замечателен он тем, по-моему, я говорил уже, что под него закладывали динамит, чтобы устроить покушение на Александра II. Это покушение не удалось. И уже после гибели императора, через некоторое время из-под моста извлекли семь пудов динамита. Так пишут в исторических справках.

 

Но любопытно с архитектурной и градостроительной точки зрения то, что этот мост был построен очень крутым, и поэтому на него даже конные экипажи с трудом заезжали. А когда открыли движение автобусов в Петербурге, то автобусы, груженые пассажирами, совсем не могли въехать на этот мост. И приходилось просить пассажиров выйти, автобус с трудом перебирался через мост, и после этого пассажиры снова садились в него. Но  при реконструкции Гороховой улицы сделали большие подсыпки. Это вообще проблема в историческом центре, где культурный слой нарастает, причем очень часто именно за счет подсыпок на дорогах. Особенно, когда начали в массовом порядке асфальтировать дороги города, то очень часто поверх булыжной мостовой насыпали слой гравия и песка и потом укладывали асфальт. И в результате улицы сильно поднялись. И вот, по бокам этого Каменного моста тоже улицы поднялись очень сильно, чтобы сделать трассу пологой, удобной для автомобиля.

 

Любопытен этот мост еще и тем, что только на Каменном мосту в советское время сохранилась стойка с металлической табличкой с названием моста. Везде в городе такие таблички то ли в металлолом сдали, то ли каким-то другим образом растащили. Во всяком случае, по образцу таблички на Каменном мосту уже в 60-е годы в массовом порядке восстановили таблички на всех других мостах Петербурга.

Канал Грибоедова ( Кокушкин мост )

 

Ну что ж, двинемся дальше по каналу Грибоедова, по Екатерининскому каналу. Дальше у нас по движению вдоль канала будет Кокушкин мост, который связан, прежде всего, с местами Достоевского, как сейчас принято говорить. И действительно, в романе Достоевского «Преступление и наказание», да и в некоторых других его текстах, часто фигурирует канал, который в просторечии называли «канава». Так у него сказано в «Преступлении и наказании». Ну, упоминаются и самые разные конкретные здания, переулки, в том числе и Кокушкин переулок, который идет от Садовой улицы, очень коротенький, и выходит на этот самый Кокушкин мост.

 

Мост построен в самом конце XVIII века, и при капитальном ремонте уже в XIX веке по образцу старого моста была построена вот такая металлическая конструкция. Впоследствии он был реконструирован еще и в ХХ веке. Так что у него такая бурная история по строительству и перестройке.

kokushkin-most_3496

 

Следующий мост по каналу Грибоедова – конечно, один из самых интересных, на котором стоит остановиться. Это Львиный мост.

 

Львиный мост – это такой же подвесной мост, как и Банковский мост с грифонами, о котором мы уже говорили. Этот мост такого же типа, построенный по проекту того же самого инженера, немецкого инженера Треттера,  в самом начале XIX века. Эти два моста представляли собой очень необычную для того времени перспективную конструкцию – подвесную. Львиный мост конструктивно устроен так же, как и Банковский, то есть: в фигурах львов находятся треугольные металлические опоры, к которым подвешена металлическая цепь, точнее, трос. И уже к этому тросу подвешено пролетное строение моста. Это система еще называется цепной системой, поскольку трос представляет собой подобие цепи. Скульптор Соколов сделал фигуры этих львов. И настолько популярны были эти фигуры и сам мост, что вскоре после строительства этого петербургского моста  в Германии была сделана уменьшенная копия такого же моста. Он до сих пор стоит в центре Берлина, в парке Tiergarten. Его длина примерно в полтора раза меньше, чем у нашего. Но все же он очень похож на Львиный. И с такими же львами,  только чуть-чуть уменьшенными. Правда, в Берлине мост имеет деревянный настил, а у нас Львиный мостик имеет уже капитальный настил, асфальтированный сейчас по металлическим конструкциям. А Банковский мост, кстати, до сих пор имеет деревянный настил, который заменяют каждые несколько лет, по мере его износа.

 

Но все-таки его сохраняют.

 

Да. Так что, с чего мы  начали путешествие вдоль канала Грибоедова – с Банковского мостика, почти тем же и заканчиваем – аналогичным Львиным мостиком.

Львиный мост 2

 

— На бывшем Екатерининском канале, теперь канале Грибоедова, это как раз и есть самые, наверное, интересные мосты: Банковский и Львиный.

 

Да, очень романтичные. Причем канал Гибоедова извилистый. Мы уже говорили о том, что это бывшая речка Кривуша, которая так называлась потому, что она как-то криво проходила по городу. Особенно в контрасте с прямолинейными улицами, которые появились в Петербурге с самого начала. И до сих пор канал представляет собой такое исключение из петербургских правил, уж очень он извилистый. А эти подвесные мостики пешеходные как раз находятся на местах поворота. И это все создает такую основу для архитектурной среды – необычную и очень живописную.

 

— Как все продумано, как все гармонично.

 

Ну, я не думаю, чтобы это все было сознательно сделано.

 

— Вы думаете, это случайно?

 

Это, возможно, та случайность, которая придает очарование любой регулярной системе.

 

— Владимир Кузьмич, когда мы говорили о Мойке, Вы упомянули о решетке, характерной для ее набережной. Что мы можем сказать о канале Грибоедова?

 

Канал Грибоедова на всем протяжении тоже имеет свою характерную решетку. Она довольно простая, но при этом нигде в городе больше такой не повторяется. Там очень мало каких-то кружев и декора. Она довольно функциональна. В этом смысле она похожа на современный дизайн по таким элементам. И, кроме канала Грибоедова, эта же решетка стоит еще на Крюковом канале. Он идет от Фонтанки, поперек канала Грибоедова и образует потрясающий по красоте перекресток, тоже с несколькими мостами, около Никольского собора. Ну, о самих мостах там мало что можно сказать, они довольно простые. Но вот сама эта композиция – перекресток двух каналов, один из мостов, довольно высокий, со ступенями, вид на Никольский собор, на его колокольню – это одно из лучших мест в городе.

вид на Никольский собор

— Владимир Кузьмич, очень приятно, что передачи этого цикла пользуются вниманием слушателей, мы получаем множество откликов. Хорошо, что передачи продолжаются, что нас слушают. Спасибо всем нашим радиослушателям. Ну что ж, Владимир Кузьмич, канал Грибоедова мы с вами прошли.

 

Начинать путешествие по Фонтанке уже не стоит, передача заканчивается. Тогда анонсируем будущие передачи. Мы в следующих передачах пройдем по всей Фонтанке, от ее начала, от Невы, где находится  как раз один из самых интересных мостов: очень старый, XVIII века, Прачечный мост. Мы пройдемся по всей этой длинной реке. На ней насчитывается несколько десятков мостов до ее впадения в Неву около судостроительных предприятий.

Прачечный мост 2

 

И, кроме того, мы поговорим в будущем, конечно, о мостах через Неву. Причем не только о тех мостах, которые сейчас существуют. Я предлагаю поговорить и о проектируемых мостах. Вот это очень важная тема для города. Это перспективные новые мосты и через Большую Неву, и через ее разветвления, то есть, через Малую Неву и Большую Невку. Довольно много предположений о строительстве новых мостов существует и в действующем генеральном плане, и в новом генеральном плане, который сейчас готовится. И тут мы выйдем, может быть, на тему будущего города.

Прачечный мост 5

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru