6+

«Мистические образы» русского экспрессионизма

Репортаж Екатерины Степановой

Экспрессионизм в русском искусстве. Выставка в Русском музее

Эфир: 20 сентября 2018 г.

 

Завершает свою работу выставка «Экспрессионизм в русском искусстве» в корпусе Бенуа Государственного Русского музея. Последний день работы – 19 ноября. Она продолжила серию монографических экспозиции музея, посвященных основным течениям в отечественном искусстве начала XX века. Публике уже были представлены и русский символизм, и русский импрессионизм, и русский неоклассицизм. Теперь же зрители смогли увидеть и русский экспрессионизм, точнее экспрессионизм в русском искусстве. По замыслу организаторов это должно помочь выявить именно национальные черты этого интернационального явления.

 

Об этом рассказывает ведущий научный сотрудник Отдела живописи второй половины XIX-начала XXI веков Русского музея Владимир Федорович Круглов:

 

«Надо сказать, что в разных странах экспрессионизм в искусстве был очень разным. Например, немецкий экспрессионизм «Моста» и группы Кандинского и Марка «Синий всадник» – это разные вещи. У «Моста» первые вещи были очень яркие, и жизнерадостные, и звучные, как у французов их фовизм, но постепенно их творчество становится все более острым, нагнетается мрачность, линии становятся все более острыми, колкими. Но. Все это было до Первой мировой войны. После Первой мировой войны в немецком экспрессионизме был полный раздрай: они предчувствовали гибель городов, эти пожары бесконечные, и все это такое очень мрачное. Иногда это и красочно, но настолько нагнетается это состояние, эти эмоции, что тяжело. А у нас иначе.

 

Понимаете, московский, например, экспрессионизм, он деревенский. У нас ни темы войны, ни темы города у москвичей вы не увидите. Мрачных вещей было мало, потому что в основе лежал лубок, деревенское искусство. Оно было ярким, оно было звучным, но ведь и в лубке каких-то таких трагедий никогда не допускали. Как и в наших иконах. Вот вы посмотрите, кроме икон псковских, у нас нет трагических. Всегда вера в какой-то светлый исход, а все такое мрачное убиралось. Вот у наших старообрядцев мрачность, потому что они без конца подвергались гонениям, сжигали себя за идею. Русский экспрессионизм носит гуманистический характер, несмотря на то, что иногда деформируется форма, или цвет иногда безудержно яркий, или, наоборот, тихий.

 

Понимаете, немцы с удовольствием учились негритянской скульптуре – резкой по форме, лаконичной. Наши тоже туда смотрели, но для них это не оказалось важным. В своей декларации 1913 года наши художники декларируют отход от Запада, мы, мол, все уже все постигли, что у них там, теперь для нас главное – Восток. А какой Восток, непонятно. Потому что Восток бескрайний. Вот для Гончаровой, например, важны были скифские бабы, эта пластика грубая и первозданная совершенно, потому что она в ней видела какие-то мистические вещи. Надо сказать, что у Натальи Гончаровой вообще была тяга к мистическому. Во многих своих сериях она святых русских, и вообще христианских, и символы их изображала. И она и другие члены группы Михаила Ларионова были набожными, все это знали прекрасно. Мне трудно сейчас сказать, но, кажется, у Гончаровой был еще кто-то в роду из старообрядцев. Неслучайно она, когда делала цикл «Мистические образы войны», да и многие другие – а у нее были и другие циклы на религиозные темы, вдохновлялась именно лубками на мистические, религиозные темы».

 

Уверены, что любителям и ценителям русского авангарда все будет понятно и без объяснений. Тем же, кто, как и мы, пока еще только старается постичь идеи, творческие замыслы русских гениев XX века, глубоко почитаемых во всем мире, советуем просто погрузиться в эту напряженную, динамичную и действительно очень эмоциональную атмосферу, которую создает выставка, внимательно рассматривать, поразмышлять над увиденным, может быть, что-то почитать. Двадцатый век самый катастрофический, тяжелый, сложный и запутанный в истории человечества. Наверно, самый сложный для понимания и осознания с самого начала. Поэтому и искусство этого века не может быть легко понятным, традиционным и легким в восприятии. Но у нас есть возможность с ним знакомиться в лучших его произведениях. Давайте же эту возможность использовать.

 

Выставка «Экспрессионизм в русском искусстве» открыта до 19 ноября 2018 г.

 

Полностью слушайте в аудио.

Аудио, фото – Екатерина Степанова.

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru