«Методики духовного развития существуют уже очень много веков, их просто нужно найти и ими пользоваться, чем мы с вами и займемся»

1

Беседы по книге преподобного Никодима Святогорца

«Невидимая брань»

Цикл передач архимандрита Исидора (Минаева) и Ксении Киваловой

На этой странице: АУДИО 1 — 6

В эфире: август 2015 г.

Эти передачи игумен Исидор (Минаев) начал записывать еще в 2006 году, когда был наместником Коневского монастыря. Радиостанцией «Град Петров» был выпущен аудиодиск с первой частью бесед и он стал одним из самых популярных наших изданий.

Nevidimaya-bran-stamp-525x525

Несмотря на многочисленные церковные послушания и разъезды автора, передачи с некоторыми перерывами продолжали записываться.

Но только летом 2015 года, почти через 10 лет после начала работы над этим циклом, архимандрит Исидор и ведущая Ксения Кивалова записали последние шесть передач.

10123798_0

«Творение преподобного Никодима Святогорца «Невидимая брань» относится к сокровищам святоотеческой литературы. Она посвящена тому, как научиться соблюдать Евангельские заповеди, в ней даются очень точные советы, как человеку справиться с самим собой, как идти по пути духовного совершенства. «Невидимая брань» – это переложение отеческих трудов, которые собрал прп. Никодим, снабдил цитатами из Священного Писания и литературно оформил. Перевод на русский язык был сделан в XIX веке святителем Феофаном Затворником. В России эту книгу очень быстро заметили, ее стали изучать не только монахи, но и светские люди. Несмотря на то, что книга написана и переведена монахами-аскетами, мирянину также полезно ознакомиться с ней, потому что это азы духовной жизни. В связи с долгим атеистическим перерывом в нашей стране, возрождающаяся церковная жизнь во многом касается внешних, обрядовых сторон жизни человека, и складывается впечатление, что методик развития духовного совершенства просто нет. А они есть! Они уже очень много веков существуют. Это просто нужно найти и этим пользоваться, чем мы с вами и займемся», – говорит в своих беседах архимандрит Исидор (Минаев).

Просто, доступно, с многочисленными примерами из жизни и церковной практики, архимандрит Исидор, беседу за беседой, передает смысл известного всему православному миру духовного произведения, в аннотации к которому можно прочитать интересные сведения по истории его создания:

«Невидимая брань» — одно из самых авторитетных и популярных аскетических руководств. На самом деле Никодим Святогорец не автор, а переводчик «Невидимой брани». Автор ее — иезуит Лоренцо Скуполи. Это, кстати, интересный прецедент обращения великого православного святого (причем крайне консервативного склада) к католической духовности. Важно помнить о нем сейчас, когда «ревнители православия» всякое касание к католическому наследию считают чуть ли не ересью, чем-то невозможным для православия). Никодим Святогорец многое в своем переводе «Невидимой брани» изменил, добавил от себя. Феофан Затворник, в свою очередь, перевел «Невидимую брань» на русский, тоже многое в ней изменив. «Невидимая брань» Никодима Святогорца — это как бы воинское руководство в той «войне не против плоти и крови, а против сил, господств и престолов, против духов злобы поднебесных», которую ведет каждый христианин.

agios-nikodiomos-agioreitis12

Преподобный Никодим Святогорец (1749 — 1809)

Преподобный Никодим Святогорец, в крещении Николай, родился на греческом острове Наксосе. В возрасте 26 лет он пришел на Святую Гору Афон и там, в монастыре Дионисиат, принял постриг с именем Никодим.

Вначале инок Никодим нес послушание чтеца и письмоводителя. Через 2 года после его поступления в монастырь на Афон прибыл митрополит Коринфский Макарий, который поручил молодому иноку подготовку к изданию рукописи «Добротолюбие», найденной им в 1777 году в Ватопедском монастыре. Работа над этой книгой явилась началом многолетних литературных трудов Никодима Святогорца. Вскоре молодой инок перешел в Пантократорский скит, в послушание к старцу Арсению Пелопонессу, под руководством которого ревностно изучал Священное Писание и творения святых отцов. В 1783 году преподобный Никодим принял схиму и шесть лет пребывал в совершенном безмолвии. Когда на Афон вновь прибыл митрополит Коринфский Макарий, он возложил на преподобного Никодима новое послушание — редактирование творений преподобного Симеона Нового Богослова. Преподобный Никодим оставил подвиг молчальничества и опять занялся литературной работой. С того времени до самой своей кончины он продолжал ревностно трудиться на этом поприще.

Незадолго до своей кончины преподобный Никодим, утомленный книжными трудами и аскетическими подвигами, перешел на жительство к иеромонахам иконописцам Стефану и Неофиту Скуртеям (Куцовлахам). Он упросил их заняться изданием своих трудов, чего не мог уже сделать сам из-за болезненного состояния. Здесь, у Скуртеев, 1 июля 1809 года преподобный Никодим мирно отошел ко Господу.

По свидетельству современников, преподобный Никодим был прост, незлобив, нестяжателен и отличался глубокой сосредоточенностью. Он обладал замечательной памятью: Священное Писание знал наизусть, помня даже главы, стихи и страницы, мог на память цитировать очень многое из творений святых отцов.

Литературные труды старца Никодима разнообразны. Им написаны предисловие к «Добротолюбию» и краткие жития подвижников. Из аскетических наставлений подвижника особенно известна книга «Невидимая брань», переведенная на русский язык великим богословом-аскетом епископом Феофаном Затворником (М., 1886; изд. 5. М., 1912). Замечателен труд подвижника «Учение об исповеди» (Венеция, 1804, 1818), заканчивающийся проникновенным «Словом о покаянии». Интересна книга преподобного «Благонравие христиан», изданная в Венеции в 1803 году. Велики заслуги святого и в области издания Богослужебных книг. В 1796 году он опубликовал извлеченные из афонских рукописных собраний 62 канона Пресвятой Богородице под названием «Венец Приснодевы» (Венеция, 1796, 1846).

Преподобный Никодим подготовил издание новой редакции «Пидалиона» — греческой «Кормчей книги», содержащей правила святых апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов.

Большое внимание преподобный уделял агиографии, о чем свидетельствуют такие его труды, как «Новый избор житий святых» (Венеция, 1803) и изданная уже после его кончины книга «Новый Синаксарь» в 3-х томах (Венеция, 1819). Им осуществлен перевод с древнегреческого на новогреческий язык «Толкования Посланий святого апостола Павла» Архиепископа Болгарского Феофилакта. Сам святой Никодим написал толкование семи Соборных Посланий (издано также в Венеции в 1806 и 1819 гг.).

Преподобный Никодим известен и как творец и толкователь священных песнопений. Им составлены (принятые в Русской Церкви) канон в честь иконы Божией Матери «Скоропослушницы», а также «Служба Преподобным и Богоносным отцем, во Афоне постнически просиявшим» («Православный церковный календарь на 1976 г.», с. 61), «Еортодромион или изъяснение песенных канонов, которые поются накануне Господских и Богородичных праздников» (Венеция, 1836), «Новая Лествица, или толкование 75-ти степенных песней Октоиха» (Константинополь, 1844).

 

АУДИО

Беседы архимандрита Исидора (Минаева)
по книге преподобного Никодима Святогорца
«Невидимая брань»
(окончание цикла передач)

ТЕМА: КАК СТЯЖАТЬ МИР В ДУШЕ

Передача 1. Мир в сердце

+

Передача 2. Уединение в себе

+

Передача 3. Молитва и воля Божия

+

Передача 4. Потеря внутреннего мира

+

Передача 5. Искушения во благо

+

Передача 6. Заключительная передача. Обобщение

+

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru