Литургия Преждеосвященных Даров

«Щедрая среда»

Еженедельные встречи в поддержку радио «Град Петров»

Протоиерей Александр Степанов

ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ

8 марта 2017  г.

ФОТО – Екатерина Степанова

ВИДЕО – Анастасия Луговкина

 

В конференц-зале радио «Град Петров» состоялась очередная встреча цикла «Щедрая среда», организованного в поддержку вещания нашей радиостанции. Протоиерей Александр Степанов прочитал лекцию на тему «Литургия Преждеосвященных Даров».

 

СКАЧАТЬ ЦИКЛ ПЕРЕДАЧ

 

«Литургия Преждеосвященных Даров имеет два истока. Первое – это институт катехумената. Второе – практика самопричащения, которая в ранней Церкви достаточно долгое время сохранялась.

 

Катехуменат – что это такое? Большинство, наверное, это слово слышали и понимают, что оно связано с подготовкой ко Крещению новых членов Церкви. Сегодня эта практика возвращается – уже много было постановлений Священного Синода и Соборов нашей церкви о том, что нельзя крестить взрослых людей, не подготовив их к принятию таинства Крещения, а младенцев нельзя крестить, если нет церковных восприемников или хотя бы сами родители не являются церковными людьми. То, что таких постановлений было уже много за последние двадцать лет, говорит о том, что, очевидно, они не очень выполнялись. Синод и Собор что-то постановляет – а жизнь идет своим чередом.

 

Для Ранней Церкви такая ситуация была совершенно невозможна. Довольно рано сложился институт, система того, как нужно готовить людей ко Крещению. Этот институт ставил своей целью не только научить каким-то истинам, преподать информацию. Задача ставилась гораздо шире и глубже – научить жить по-христиански. Для этого требуется время, это требует перестройки всех жизненных ориентиров, установок, образа жизни. Все это человек не может сделать за короткое время. Нормативно во II-III веке институт катехумената составлял три года.

 

В рамках этого катехумената существовал особый период, «финишная прямая» перед Пасхой (а крестили на Пасху). Это был период, когда готовившиеся ко Крещению постились, а вместе с ними постились их восприемники. На самом деле, на эти занятия приходили и верные. Они были не только для катехуменов, но также эти беседы предназначались для всех членов Церкви. И они проходили этот путь, по крайней мере, этот «финишный» отрезок пути вместе с катехуменами, повторяя свой путь ко Крещению. Пасха переживалась как обновление собственного Крещения. Отсюда понятно, каким образом появился Великий пост – это не установление, которое было предписано и которое просто придумали – раз в году 40 дней перед Пасхой поститься всем христианам. Появление Великого поста было связано именно с подготовкой ко Крещению катехуменов и разделением их молитвенных и постнических трудов большинством общины, если не всей общиной».

 

АУДИО полностью

 

ФОТО


 

ВИДЕО

 


 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru