«Между произведением искусства и человеком может быть установлен диалог»

Ближневосточная лампа из горного хрусталя

Программа Екатерины Степановой

«Время Эрмитажа»

13 октября 2016 г.

Ближневосточная лампа из горного хрусталя

АУДИО + ФОТО + ТЕКСТ

 

Время от времени, можно даже сказать, что довольно часто, в Эрмитаже случаются события, которые можно характеризовать как возвращение шедевра. Существует даже целый цикл выставок, который так и называется «Возрожденные шедевры».

 

Один из таких возрожденных и возвращенных на постоянную экспозицию шедевров был представлен 13 октября 2016 года в Зале итальянской майолики Нового Эрмитажа. Это восточная лампа из горного хрусталя, реставрация которой совсем недавно была завершена.

 

Работы по реставрации лампы из горного хрусталя – это совместный проект Государственного Эрмитажа и Дома Cartier, известной во всем мире ювелирной фирмы.

 

«Для нас это очень волнительный момент, и нам необыкновенно приятно, что эта замечательная уникальная вещь восстановлена и при нашем участии тоже», – поделился с гостями Генеральный директор салона Cartier в Санкт-Петербурге Аркадий Игоревич Извеков. «Но я хочу сказать также, что хотя эта вещь и бесценная, и уникальная, но это всего лишь песчинка в огромном деле сохранения и ретрансляции артефактов мировой культуры  –  дела, которое делает Эрмитаж, один из лучших музеев мира. И в этом контексте то, что Эрмитаж позволяет участвовать в таких программах, делает жизнь более осмысленной, более насыщенной. Я был на занятиях со своими студентами и случайно увидел эту лампу. Мне очень трудно передать чувства, которые я испытал, когда это произошло. Я абсолютно уверен, что между каждым произведением искусства и человеком может быть установлен диалог. Я знаю, что буду приходить к этой лампе, я знаю, что буду с ней разговаривать, я надеюсь у нее чему-то учиться – может быть, большему спокойствию, атараксии, созерцательности. Поэтому еще раз спасибо Эрмитажу».

 

Возвращение экспоната было отмечено небольшим торжеством и концертом итальянской музыки XVI в. Почему итальянской, если лампа восточная? Потому что, как и многие другие изделия из горного хрусталя, представленная лампа была привезена в Средние века в Европу. В XVI веке итальянскими мастерами была исполнена новая подставка и золотая оправа.

 

«Сегодня мы представляем экспонат, который, безусловно, шедеврален», – рассказывает научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа Анастасия Николаевна Теплякова. «Основная его часть  – это ближневосточная лампа, которая была изготовлена из цельного, чистого, прозрачного, очень высокого качества горного хрусталя приблизительно в X-XI вв. Ее высокое художественное исполнение позволяет предположить, что она была сделана для кого-то из правителей. Наша лампа уникальна тем, что больше светильников из горного хрусталя не сохранилось. Золотая оправа была сделана уже итальянскими мастерами и украшена потрясающими, очень тонкой работы, полихромными эмалями и фигурками».

 

В процессе реставрационных работ была произведена полная разборка лампы; удалены следы предыдущей реставрации; восстановлено сломанное крепление шарниров. Окислы, грязевые и жировые наслоения были удалены с поверхности лампы посредством наносекундной, оптиковолоконной лазерной очистки. Деформированные золотые детали оправы, разрывы и трещины восполнены с применением миллисекундной лазерной сварки (для сварки была изготовлена припойная проволока). Реставраторами восполнены утраты, трещины и сколы на поверхности эмали. После сборки лампы для защиты от коррозии все металлические детали изделия и поверхность полихромной эмали были пропитаны полимером.

 

О совместном реставрационном проекте, об истории лампы рассказывают Главный хранитель Эрмитажа Светлана Борисовна Адаксина, Генеральный директор салона Cartier Санкт-Петербург Аркадий Игоревич Извеков, научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа Анастасия Николаевна Теплякова и заведующий Лабораторией научной реставрации драгоценных металлов Государственного Эрмитажа Игорь Карлович Малкиель.

 


Аудио: Екатерина Степанова

Фото: Государственный Эрмитаж

Фото: радио «Град Петров» (Екатерина Степанова, Ирина Полякова)

Наверх

Рейтинг@Mail.ru