6+

Колонка главного редактора

Программа протоиерея Александра Степанова

«Колонка главного редактора»

Прямой эфир 16 февраля 2018 г.

АУДИО

 

Первая часть программы – колонка главного редактора

 

4 февраля Церковь наша праздновала память Новомучеников.

Мы знаем, что прославлено уже более полутора тысяч новомучеников советского времени. На этой неделе была конференция в Киево-Печерской лавре, посвященная памяти митрополита Владимира (Богоявленского).

Так вот, несмотря на то, что довольно большие усилия прилагает наше священноначалие к тому, чтобы почитание новомучеников распространилось шире в Церкви, все-таки на сегодняшний день оно недостаточно. Никто, конечно, не отрицает их подвиг, все в принципе, согласны с их прославлением, но судя по заказам молебнов, не так часто люди обращаются к ним в молитвах. Исключение составляют царственные страстотерпцы.

Принимались различные общецерковные, соборные решения об увековечении памяти новомучеников (мы говорили об этом в наших программах), но не приживается пока это почитание в практике церковной жизни.

О причинах уже говорили много – это и потребительское отношение к святым (мы молимся тем святым, которые помогают в конкретных нуждах).

Может быть, играет роль и временная близость этих событий – мысленно представить себя на месте этих мучеников, с одной стороны, очень легко, с другой стороны, очень не хочется. А кто-то из старшего поколения, возможно, и уколы совести испытывает…

Одновременно с этим набирает силу почитание главных ответственных за эти события – руководителей государства с практически неограниченной властью, и, прежде всего, Сталина.

В связи с этим можно поставить вопрос о церковном Предании (Церковь – общество, которое живет Преданием, не только Писанием) – а как в истории Церкви христиане относились к гонителям?

И мы видим тут такой даже некоторый «закон», странный на первый взгляд: чем более эффективным был тот или иной император римский, тем более жестоким гонителем христиан он оказывался… Таковыми были как раз самые выдающиеся римские императоры – Траян, Адриан, Септимий Север, даже Марк Аврелий, и уже последний из этой череды – Диоклетиан, выдающиеся государственные деятели.

А со стороны христиан мы видим устойчивый набор эпитетов, к ним относящихся: «нечестивый», «немилосердный», «кровожадный», «озлобленный», «ожесточенный» и т.п. И нигде в христианской житийной литературе мы не найдем каких-то рассуждений, что факт их гонения в отношении Церкви смягчается государственными заслугами…

И это касается не только периода гонений. Возьмем период иконоборчества – период  устоявшейся симфонии государства и Церкви. И опять: императоры-иконоборцы были выдающимися государственными деятелями. Императоры Лев Исавр, его сын Константин Копроним, Лев Армянин… Это эпоха напора арабов – мусульманского мира на Римскую империю. И именно эти императоры сумели остановить этот напор. Византия устояла именно благодаря этим императорам. Казалось бы, имена этих императоров должны были золотыми буквами вписаны в историю византийской государственности. А мы видим крайне негативную оценку этих правителей со стороны Церкви… И никому не приходило в голову их прославлять за их заслуги перед государством.

 

Все зависит от того, что мы ставим критерием, чем мы мерим достоинства и достижения исторического персонажа: если мерками мирскими, то это будет сила, власть, могущество, а если мерками духовными, евангельскими – то совсем другие качества. Судя по тому, что происходит в нашем сегодняшнем церковном сознании, очевидно, что значительная часть наших верующих не сумела еще сформировать вполне христианского миропонимания и способности оценивать именно и прежде всего с позиций христианства.

 

 

Полностью слушайте в АУДИО.

 

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru