6+

Караван из Омска

Информационное обозрение «Русский Север». Выпуск 81

Программа Екатерины Степановой.

Эфир 29 августа 2018 г., 10.45

 

Ближайшие выпуски нашего информационного обозрения будут посвящены пятой выставке проекта «НорНикеля» «Освоение Севера. Тысяча лет успеха», которая проходит в Омске. И хотя эта выставка по продолжительности короче остальных и завершит свою работу уже 30 сентября, мы все равно уделим ей не меньше внимания, чем предыдущим. Выставка называется «Иртыш течет на север». Проходит она вы Омском областном музее изобразительных искусств им. М.А Врубеля. Об экспозиции, разделах и уникальных экспонатах, представленных на ней, рассказывает директор музея к.и.н. Фарида Мухаматшарыповна Буреева:

 

«У нас несколько разделов. Первый раздел связан с освоением Северного морского пути. И мы начинаем свой рассказ об этом этапе в истории Омска и в истории Сибири с истории, связанной с Колчаком, Александром Васильевичем Колчаком. Мы помним, что это не только Верховный Правитель России, который в 1918-1919 годах находился в городе Омске и объявил Омск столицей Белой России. Колчак сыграл большую роль в освоении и залежей никеля на Таймыре. Но мы помним, что Колчак полярный исследователь. Он тоже шел, искал Землю Санникова, условно говоря, он тоже принимал участие в полярных морских походах. И в первой витрине представлен этнографический предмет – это традиционная одежда ненцев, предоставленная музеем из Салехарда. Она практически идентична тому облачению, в котором мы видим Колчака фотографии, известной фотографии – Колчак на острове Таймыр, Колчак на зимовке. А это шхуна, на которой совершал плавание Александр Васильевич Колчак.

 

На оборотной витрине участники экспедиции барона Толля на шхуне «Заря», 1900 г. На этой фотографии мы опять-таки видим А.В.Колчака и все полярные маршруты, связанные с его походами. Здесь же приводятся документы, рукописные документы Александра Васильевича из архива Военно-Морского флота России, связанные с прохождением Северным морским путем. Это копии на прозрачной пленке, наклеенной на стекло, это, скажем так, художественный прием, но почерк достаточно разборчивый, некоторое усилие можно приложить и прочитать.

 

И далее мы уже переходим к разговору о Северных Карских экспедициях и освоении Северного морского пути и вспоминаем о том, что первую Карскую экспедицию снарядил также А.В.Колчак. Она состоялась в 1919 году, а затем наступает уже советская эпоха в Карских экспедициях. Продолжались они до 1931 года. Что такое Карская экспедиция? Это когда по Иртышу, а затем по Оби суда поднимались вверх, выходили в Карское море и затем шли в западном направлении, либо в восточном, традиционно это было западное направление. Эти экспедиции снаряжались для того, чтобы вывозить продукцию, которая производится на территории Западной Сибири. Это сельскохозяйственная продукция, главным образом, потому что Сибирь, особенно юг Сибири, это хлебная житница. Продукты свозили с огромной территории, подвозили к этим широким водным магистралям как Иртыш, загружали на суда, выстраивался караван и потихонечку выходил в Карское море, в Северный Ледовитый океан. До 1931 года эти караваны наименовались по-прежнему Карская экспедиция, а потом статус их меняется. Это становится обыденная практика, традиционная практика. Как сейчас ходят поезда по Транссибирской магистрали, как взлетают самолеты, регулярные рейсы, точно также и этот морской путь был уже настолько освоен, был уже пройден, что эта экстремальная ситуация, экспедиционная экстремальная ситуация несколько нивелируется, и это становится абсолютно обычной практикой.

 

И здесь мы представляем художественные произведения из нашей коллекции. Это работа Арсения Николаевича Клементьева «Карская экспедиция», графический лист, датированный 1925-м годом. Это как раз ранний период, один из ранних периодов Карской экспедиции. И вторая работа это Виктор Иванович Уфимцев, тоже называется «Карская экспедиция», но это живопись уже 1931 года. На этом полотне художник очень хорошо отображает топографическую зону, то место, где он создавал эту картину, где он наблюдал за тем, что происходит. Это судно, стояще в устье Оми (приток Иртыша в самом центре Омска – прим. ред.), идет погрузка этого судна. Мы видим, на другой стороне Оми изображен Дворец генерал-губернатора Западной Сибири (сейчас это одно из зданий нашего музея). Чем примечательно это произведение? Оно, безусловно, обладает большими художественными достоинствами. Ну, во-первых, Виктор Уфимцев это известный художник. Мы говорим, что это не только омский художник. Это художник, который хорошо представлен в коллекциях и других музеев. Он покидает Сибирь, он уезжает в Туркестан, как тогда говорили, он поселяется в Ташкенте, и достаточно большой отрезок его жизни был связан со Средней Азией. Это художник, которого называли самым левым художником Сибири, потому что он был вдохновлен искусством Давида Бурлюка. А Давид Бурлюк устраивал свои гастроли в 1919 году в Омске, устраивал «грандиозары», так называемые вечера-грандиозары, устраивал диспуты, выставки своих произведений. Он, безусловно, был большим провокатором. И молодой тогда Виктор Уфимцев, посетив встречу с Давидом Бурлюком, как сам писал Уфимцев «я вышел футуристом». Если раньше молодой человек работал в традициях академического искусства, то теперь он пересматривает свои взгляды на искусство и работает в традициях уже авангардных, работает в стилистике кубофутуризма, о чем ярко свидетельствует вот это произведение. Работа, которая пропитана духом, импульсом строительства новой жизни. Яркая работа, динамичная работа. Вот эти вертикали мачт, диагонали мостов, пересекающиеся линии, клубы пара, клубы облаков создают динамику, движение, которое говорит о том, что, действительно, здесь все живет, здесь все строится, кипит, бурлит и т.д. Эта вещь яркая за счет активного охристого цвета, зеленые включения, охра от желтой до оранжевой охры идет. И если вы посмотрите на индустриальные пейзажи — 30-е, 50-е, 60-е, 70-е годы – там будет примерно то же самое. Там нет каких-то мажорных, романтичных оттенков. Там должна быть мощь, там должна быть динамика, там должно быть строительство. И вы посмотрите, как художник прорабатывает – у него достаточно четко проработан первый план, когда мы говорим о судне, о мостах, о кровле, которая на первом плане, а здания, которые находятся на втором плане, они слегка скрыты, они проработаны достаточно условно. Здесь тоже ведь можно говорить о том, что художник противопоставляет – вон она новая жизнь, на первом плане новая жизнь, а то, что мы видим на втором плане, это строения XIX века, это прошлая эпоха, которая уходит куда-то там вдаль, вдаль, вдаль, вдаль. Вот так можно трактовать это произведение.

 

И далее представлены архивные документы, предоставленные Историческим архивом Омской области, связанные с Карскими экспедициями. И здесь же мы видим глобус, звездный глобус с парохода «Анастас Микоян», судно, которое принимало участие в Карских экспедициях. Модель этого судна мы тоже увидим на выставке. Кстати, и модели судов, и звездный глобус и туманный горн, который чуть дальше, с «Анастаса Микояна» это вещи, которые предоставил нам Омский филиал Института водного транспорта. У него есть свой замечательный музей, рассказывающий об истории освоения, развития судоходства по Иртышу, по Оби, и какие-то такие интересные раритеты сохранились. Туманный горн это инструмент, который подает сигнал в тумане. И здесь же у нас есть знаменитый фотоальбом участка «Великий Северный путь». Карские экспедиции 29-го-32-го года. Все документально зафиксировано, вклеено, подписано. Если его полистать, очень интересные есть изображения. На выставке его нельзя будет полистать. Это все-таки документ, экспонат, но часть фрагментов воспроизведена на стенде. Вот, например, фотография «Перед уходом в Карскую экспедицию. Стоянка в Омске», 1931 год. Если мы посмотрим на работу Уфимцева и на эту фотографию, мы сразу поймем, что это одно и то же место, это одна и та же история и, скорее всего, это одно и то же судно «Анастас Микоян».

А наверху на планшете воспроизводится схема размещения грузов на корабле Карской экспедиции, следующего из Лондона в Новый порт. Специально в связи с развитием и в связи с отправкой Карских экспедиций было создано предприятие под названием «Аркос». Советское предприятие. Действовало оно на территории Великобритании и занималось организацией обмена грузов. Вот перед вами судно, план судна, на котором расписано где, что должно находиться. Этот план отдается такелажникам, погрузчикам в порту, и согласно этой схеме идет загрузка судна. Давайте прочитаем: жир 32 бочки, касторовое масло 140 бочек, мыльное масло 300 бочек, кислоты кокосового масла 150 бочек, пайки 1000 ящиков, напильников 280 ящиков, шпагату… Вообще это, конечно, интересно почитать и понять, что же привозили, что вывозили. Если из Сибири в основном отправляли сельскохозяйственную продукцию, то привозили обратно чай, мыло, шпагат, колеса, завозили, смотрите, свинец везли, везли инструменты, станки, т.е. все, что было нужно для развития промышленности и то, что способствовало индустриализации страны. Смотрите, 105 ящиков весов… Вот. Вот такая интересная история.

 

Выходило не одно судно. Из Омска выходили суда и дальше собирались по реке. По Тоболу выходили суда и дальше в Иртыш. Т.е. выстраивался такой караван. Это сразу были большие суда. В Омске их загружали. Дозагрузка могла быть в другом порту, на другой стоянке, и затем выходили груженые в конечную точку своего назначения».

 

Выставка занимает только один зал, но он органично разделен на тематические пространства, поэтому складывается впечатление, что мы переходим из одного зала в другой, а довольно большое количество живописных произведений и произведений графики еще и наполняет это выставочное пространство особой атмосферой, благодаря чему представленные в витринах экспонаты как будто оживают. Об этой выставке можно, наверно, сказать, что она самая художественная. Конечно, это и неудивительно, ведь проходит она в музее изобразительных искусств.

 

Мы продолжим беседу с директором Омского областного музея изобразительных искусства им. М.А.Врубеля в нашем следующем выпуске.

 

Аудио, фото – Екатерина Степанова.

 


Наверх

Рейтинг@Mail.ru