fbpx
6+

История русского богословия

Лекция протопресвитера Иоанна Мейендорфа

«Современное богословие»

АУДИО

 

Прот. Иоанн Мейендорф: «Систематического богословия святые отца не знали».

 

Предлагаем вашему вниманию аудиозапись выступления протопресвитера Иоанна Мейендорфа на Шпиллеровских чтениях, организованных в Москве в мае 1992 года. Запись из архивов Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета любезно предоставлена для нашего эфира редактором издательства Свято-Тихоновского университета Егором Агафоновым.

Эта аудиозапись сделана в последний год жизни протопресвитера Иоанна Мейендорфа (1926 – 1992).

 

Труды этого известного церковного ученого выходили в Издательстве Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (например, книги «Пасхальная тайна» и «Церковь в истории») и в других издательствах, выпускающих богословскую литературу.

 

В своей лекции, посвященной истории русского богословия, отец Иоанн рассказывает о важнейших «узлах» истории богословской науки в России: школьное богословие, русская религиозная философия (от Хомякова до софиологии), богословие Флоровского, «литургическое богословие», «евхаристическая экклезиология» и др. – и каждому этапу развития богословия отец Иоанн дает свои оценки.

 

Прот. Иоанн Мейендорф: «Отец Георгий Флоровский… Две вещи можно о нем сказать… И я очень хорошо знал его лично, тем самым, могу его анализировать не только академически, но и психологически. Отец Георгий Флоровский был, с одной стороны, историком мысли, он всегда был человеком предания, он остерегался спекуляций (чего, конечно, софиологи не избегали, а, наоборот, очень любили – под влиянием немецкой философии), избегал и считал, что вообще всегда православное богословие должно находиться в гармонии с историческим преданием. Отсюда – отцы Церкви, которые дают какую-то руководящую ориентацию. Но он в этом смысле не был совершенно буквоедом и таким формальным консерватором. Он говорил о неопатристическом синтезе. То есть он говорил, что отцы являются отцами не потому только, что они говорили истину, но потому, что они говорили истину, правильную в данный момент, и боролись с ересями своего времени. Так что неопатристический синтез заключается не только в том, чтобы повторять отцов Церкви, но в том, чтобы вооружиться их духом и действительно продолжать их дело в нашей обстановке. Это очень важно: понять то, что они сказали, и когда уж поняли, что они сказали – сказать уже своими словами, в соответствии с надобностями и потребностями нашей церковной жизни. Поэтому эту его мысль я лично очень твердо разделяю».

 

Прот. Иоанн Мейендорф: «Софиологов заграницей не осталось. Они немножко возрождаться у вас – ну, посмотрим, бояться не надо, всё очень хорошо, это часть нашего богословского творчества».

 


 

Из предисловия к книге «Церковь в истории» (автор – П.Б. Михайлов):

Протопресвитер Иоанн Мейендорф (1926–1992) — последний выдающийся представитель русского православного богословия в XX веке. Он завершает эпоху русского зарубежного богословия. Его имя находится в одном ряду с такими богословами, как протоиерей Сергий Булгаков, протоиерей Георгий Флоровский, А.В. Карташев, В.Н. Лосский, архимандрит Киприан (Керн), протопресвитер Николай Афанасьев, архиепископы Кассиан (Безобразов) и Василий (Кривошеин), протопресвитер Александр Шмеман. Единственный из них он дожил до начала церковного возрождения в России, в которое все они так верили и на которое каждый по-своему работал. Он стал его свидетелем и надеялся быть участником, однако скоропостижная кончина воспрепятствовала

этому. Отец Иоанн принадлежит к поколению тех людей русской эмиграции, которые родились уже в изгнании. Его жизнь связана с Францией до самой середины века и с послевоенной Америкой, куда он переехал в 1950 году. Образование он завершил в Старом Свете, а полноценное применение его знания получили уже в Новом. Богословскую выучку о. Иоанн прошел в Свято-Сергиевском православном богословском институте в Париже; здесь же прошли первые годы его преподавания. Научные дипломы и степени он получал в светских институтах Франции — в Сорбонне и в Практической школе высших исследований. В 1958 году он защитил в Сорбонне докторскую диссертацию, посвященную жизни и богословию свт. Григория Паламы.

Отцу Иоанну глубоко чужда охранительная позиция «повторительного» богословия, как он любил называть тот способ уклонения от богословской ответственности, приверженцы которого при решении всякой духовной или научной проблемы удовлетворяются ссылкой на древний авторитет или ограничиваются формальным воспроизведением древней богословской мудрости. Такому богословствованию присуща ложная консервативность; оно оказывается «закрытым» богословием. В действительности для подобного подхода историческая ценность древнего христианского наследия безразлична; при нем исторические факты воспринимаются как самодостаточные истины, лишенные внутреннего объема и собственной судьбы. Отец Иоанн придерживался принципиально иной позиции. Для него характерно богословие «открытое», отзывчивое на современные запросы, щедрое в своих ответах благодаря надежной опоре на неисчерпаемые богатства церковной традиции. Он высоко ценил свойство открытости в христианстве и повсюду в церковной истории обнаруживал ее признаки».

 

 

Сегодня особенно актуальны экклезиологические взгляды богословов XX века: «Соблазн полного отождествления с миром – с государством, с нацией, с партиями, с идеологиями, с политикой, с общественной деятельностью, с общественным успехом – есть всегдашний соблазн для церковных людей… Чаще государство и различные идеологии навязываются Церкви сами и пользуются Церковью для своих целей. Если Церковью пользуются другие, то она не может более выполнять своего служения Богу и миру» (Протопр. Иоанн Мейендорф. «Святейший Патриарх Тихон – служитель единства Церкви». 1990 г.).

 

См. также:

Экклезиология

С 21 октября 2018 года в нашем эфире выходит новый цикл программ в рубрике «Радиолекторий», он посвящен Церкви как предмету богословия. Автор – преподаватель Института богословия и философии Константин Махлак. АНОНС

Историческая теология протопресвитера Иоанна Мейендорфа

«У отца Иоанна было очень и очень редкое свойство – сочетать верность церковной традиции и научную честность». В программе «Встреча» Егор Агафонов и Елена Дорман рассказывают о книге протопресвитера Иоанна Мейендорфа «Церковь в истории». 16 декабря 2017 г. АУДИО

«В центре богословия XX века – Свято-Сергиевский институт»

«Я влюбился в русское богословие XX века и мне хотелось, чтобы это богословие звучало на нашем радио». В программе «Новости Сервиса скачиваний» Александр Крупинин рассказывает о своей программе «Вестники свободы». Эфир 16 июня 2018 г. АУДИО

«Смерть беременна жизнью»

«Несколько дискредитированное слово «предопределение» не означает отрицания свободы человеческой воли. Это слово лучше перевести несколько иначе». Серию публикаций сайта радио «Град Петров» к празднику Пятидесятницы – «Дню рождения Церкви» – продолжает одна из бесед (девятая) архимандрита Ианнуария (Ивлиева) на Книгу Деяний. Тема беседы – проповедь апостола Петра в день Пятидесятницы. АУДИО + ТЕКСТ

Троица – сокровище святителя Кирилла

В программе «Книжное обозрение» Константин Махлак рассказывает о труде святителя Кирилла Александрийского «Книга сокровищ о Святой и Единосущной Троице». Из архива радио «Град Петров». АУДИО

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru