6+

Христианизация северных земель

Программа Екатерины Степановой

«Русский Север»

Информационное обозрение. Выпуск 100

Эфир 16 января 2019 г., 10.45

 

Мы продолжаем знакомить вас с шестой выставкой проекта компании «НорНикель» «Освоение Севера. Тысяча лет успеха». Она проходит в Пермской художественной галерее и называется «Предчувствие Севера. Пермский путь». В прошлом выпуске мы подошли к очень важной для нас теме – христианизации этих земель.

 

Когда мы знакомились с исторической основой этой выставки, то было отмечено, что христианизация проходила в несколько этапов, но вполне мирным путем. И даже приводили пример из одной из рукописей, что де, один из князей пришел в Прикамье и пожег городки. Но, как выяснили археологи, это были очень странные городки, где никто не жил, где не сохранилось ни посуды, ни домашней утвари, а только религиозные предметы и ценные вещи. Это говорит о культовом назначении этих «городков». Т.е. это были те самые святилища коми-пермяков, о которых мы уже не один раз упоминали. Они действительно внешне напоминали некое укрепленное место, из чего древний летописец, видимо решил, что это были городки.

 

Так вот христианизация в этих землях хотя и проходила в несколько этапов, но была мирной, и новая религия достаточно прочно вошла в жизнь местных народов, хотя и обрела в художественном смысле ряд местных особенностей. Это сказалось в первую очередь в таком уникальном явлении как пермская деревянная скульптура.

 

О выставке «Предчувствие Севера. Пермский путь» рассказывает ее куратор, президент Пермской художественной галереи Надежда Владимировна Беляева.

 

«В экспозиции мы совмещаем народные традиции и традиции Церкви, как это и было в этих землях. Поэтому у нас тут уточки и охлупень – такая деталь на крыше дома, навершие. И эти утицы идут оттуда, из древности, символика. Она во всех трех мирах жила.

 

И очень редкая икона Николушки, который, конечно, везде почитался, но у нас особенно. И Никола был как бы главным «богом» здесь. К нему все обращались. Надо пояснить, что в наших землях святых называли «богами», просто такая особенность. И очень редкое клеймо – а икона XVII-XIX века, нижние слои XVII века, а потом в XIX веке она поновлялась – он рубит кумирницу. Это борьба с язычеством, но в иконах Николы это редкий сюжет.

 

Короткие были отношения с Богом. Они просили его о милости, но если он не исполнял, они могли его и «наказать». Вот эта короткая дистанция – просить, веровать глубоко, но выражать свое недовольство. Кругом соединяются времена. И мы достаточно смело здесь соединяем икону, человека, его мир, и тем, что уже в конце XIX – начале XX века русские художники интересуются Русским Севером, едут и пишут какие-то дорогие, им понравившиеся места. И в этом зале, так как поначалу строились деревянные церкви, мы показываем деревянную церковь – вот скульптура Христа в «избушке». Мы эти бревна привезли за 170 км отсюда. Они аутентичные – не покрашенные, не протравленные. Нам нужно было старое бревно, и мы специально поехали, нашли, где можно было вырезать, договорились с местным населением. Это заброшенные места. Чтобы никому не принести ущерб.

 

Конечно Пермь – это прежде всего лес. Зверь-то водился в лесу – сюда приезжали за лесом, за деревом, за зверем. И тут уже начинается разговор про Строгановых. Именно здесь Русь превращается в Россию. И это благодаря Строгановым, благодаря Ермаку. Поэтому у нас здесь такой «ермаков комплекс» – и Иоанн Грозный, и Ермак, и вооружение, и лубок. Между прочим Ермак на этой территории тоже был «божеством». Он стоял в красном углу, ему поклонялись, его считали за святого. Поэтому в простых домах это был в первую очередь лубок. Здесь представлены уже более сложные картины-гравюры, но в простых домах это всегда лубок. Ну и кольчуга, бердыш, кистень, пищаль – тоже можно увидеть вооружение того времени. Это все XVI век.

 

Один из партнеров выставки – это архив Пермского края. И большая им благодарность и поклон. Они дали нам подлинники первоклассные. Было много всего, жалко было оказываться, но вы сами видите, какое обилие экспонатов, и невозможно поместить все, что только удалось собрать по теме. В том числе архив предоставил массу карт. Но мы взяли только несколько, а остальное рисуем как дизайн – и путь Ермака, и Бабиновскую дорогу и др. Ермак зашел из Европы в Азию, а Бабинов после него прокладывает путь из Соликамска – там нулевая точка, и сейчас в Соликамске стоит столб «нулевая точка» – и до Верхотурья идет. Это первая дорога, которая связала Европу с Азией. Сорок человек два года строили эту дорогу, прорубали лес. Она не такая уж большая по протяженности, но это надо же было прорубать леса, выстраивать мостики. Это стала Государева дорога. По ней прошел Аввакум, по ней прошел Меншиков и т.д. Эта дорога работала двести лет. После этого был построен Сибирский тракт, который прошел уже через нас. Радищев, Достоевский, все уже следующей чередой шли по Сибирскому тракту. Но по Бабиновской дороге возились и государевы указы, и деньги, которые здесь печатались.

 

Ну вот тут гравюра, на которой Лжедмитрий пишет указ о том, чтобы в Верхотурье послать плотников наших, потому что люди знают, как работать с лесом, и как строить и т.д. Это тоже один из экспонатов из архива.

 

И вот тема пути-дороги человека для нас была важна. Человек приезжал сюда с каким-то скарбом – он вот в этих сундуках, которые уже повешены в третьем зале, с замечательной росписью. Как сказал один из участников нашей выставки «север это котел, в котором переплавились другие культуры, создавая свою культуру». Вот эти взаимовлияния для нас были очень важны. Эта выставка, это не просто показ вещей, это выявление смыслов. Сюда пришли русские, они ассимилировались с этим населением, и рождалась какая-то новая культура, новая цивилизация. И конечно Пермь это пушнина, но это и соль. И об этом прекрасно знали Строгановы».

 

 

О походах Ермака и строительстве Бабиновской дороги мы подробно беседовали с одним из научных консультантов выставки Павлом Анатольевичем Корчагиным в прошлых передачах, поэтому сейчас не будем на этом останавливаться. А вот о Строгановых мы обязательно поговорим подробнее, потому что Приуралье – это почти всё Строгановы. Но сделаем это уже в наших следующих выпусках.

 

Аудио, фото – Екатерина Степанова.

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru