Храмы эпохи преподобного Сергия Радонежского

Церковь Георгия Победоносца в с Юксовичи Подпорожского ра-на Ленинградской области

Программа Екатерины Степановой

«Русский Север»

Информационное обозрение. Выпуск 28

Эфир 9 августа 2017 г., 10:45

 

Сохранность и качество исполнения некоторых деревянных храмов, сохранившихся на Русском Севере, иногда изумляет. Ведь дерево не самый долговечный из материалов. Конечно, при нахождении в определенных условиях археологи обнаруживают фрагменты деревянных сооружений и тысячелетней давности. Но целиком сохранившихся построек очень мало. А некоторые деревянные храмы простояли со второй половины 14 века, т.е. с эпохи преподобного Сергия Радонежского. Как же работали мастера прошлого? Неужели, как принято говорить, они работали одним только топором? И правда ли, что древние храмы строились без единого гвоздя? Об этом рассказывает заведующий кафедрой истории русского искусства СПбГУ Евгенией Валентинович Ходаковский:

 

«Действительно, русский деревянный храм создавался без пил и без гвоздей, но говорить, что плотники работали одним только топором, было бы не совсем правильно. Это, скорее, метафора. Были различные инструменты для обработки древесины, для ошкуривания, но, безусловно, топор был основным инструментом. И когда речь идет о таких значительных сооружениях таких больших объемов, то, конечно же, гвозди не нужны для сопряжения частей этих объемов, поскольку никакой гвоздь этих сопряжений выдержать не сможет. Все осуществлялось за счет врубок, за счет определенных сопряжений, угловых врубок, врубок кровельных конструкций, и все было взаимосвязано, все держалось за счет собственного веса и очень тщательно подогнанных и соединенных друг с другом элементов. Они как замочки замыкали, закрывали, сопрягали единое целое.

 

Пилы были, но в допетровское время не имели широкого применения при подобном строительстве. Работали в основном топором, потому что топор, как это не парадоксально, наименее травматичен для древесины, поскольку обработка древесины топором предохраняет сооружение от проникновения влаги впоследствии. Топор обрабатывает волокна таким образом, что перерубленные волокна герметично закрывают поврежденный участок, создают определенный защитный слой, который и служит предохранителем от атмосферного воздействия. А пила режет волокна поперек, как бы «махрит» их, и защитного слоя уже не создается. Первые реставраторы конца 19 века отмечали, что избы, построенные «несколько лет назад», т.е. в середине 19 века, требуют ремонта и разрушаются быстрее, в то время как многие избы, построенные еще в 18 веке –  они стоят.

 

В наше время сохранилось меньше, чем хотелось бы, но пока еще некая репрезентативная картина стоит перед глазами. Кстати, много памятников сохраняется и на территории Ленинградской области, в Присвирье. Для слушателей радио «Град Петров» это, наверно, будет самым удобным и доступным маршрутом. Там можно найти целый комплекс памятников разного времени, среди которых один из древнейших сохранившихся памятников деревянной архитектуры. Это Георгиевская церковь в селе Юксовичи (или Родионово) конца пятнадцатого столетия. В Подпорожском районе, на берегу Онежского озера в деревне Гимрека сохраняется церковь Рождества Богородицы второй половины — конца 17 века, которая, на мой взгляд, является одним из значимых памятников шатровой архитектуры».

 

В рамках проекта «Освоение Севера: тысяча лет успеха», который реализуется российской компанией «НорНикель», в ближайшее время нас ждут путешествия. В этом году пройдут три выставки под общим названием «Три столицы. Северное измерение», вторая из них состоится в Москве и будет посвящена картам: «Карты земель российского севера: реальность и мифы». Мы начнем говорить об этом в нашем следующем выпуске.

 


 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru