6+

«Эти скалы, эти сосны, это низкое небо…»

Информационное обозрение «Русский Север». Выпуск 63

Программа Екатерины Степановой.

Эфир 25 апреля 2018 г., 10.45

 

Мы уже анонсировали открытие четвертой выставки проекта «Освоение Севера. Тысяча лет успеха», который реализует компания «НорНикель». Эта выставка открылась в Выборге. Она называется «Помни о Севере». Для жителей Петербурга это дополнительный бонус, также как и с выставкой, проходившей в Петропавловской крепости «Образы севера», потому что есть возможность посетить эту выставку. Все-таки Выборг очень близко от города, всего лишь час езды от Финлядского вокзала на «Ласточке», и мы надеемся, что многие из вас воспользуются этой возможностью, чтобы посмотреть выставку и сам город.

 

В студии радио «Град Петров» куратор этой выставки, к.и.н. Юлия Мошник, ученый секретарь Выборгского музея-заповедника.

 

«Название выставки со смыслом. Когда готовился проект и обсуждали название выставок, сразу появилась идея, чтобы в названии всех выставок слово «север» так или иначе звучало. И в предыдущих выставках, которые уже прошли, и в следующих выставках будет использоваться в тех выставках, которые еще будут. И наше название «Помни о Севере» отсылает к словам, написанным ровно сто лет назад в 1918 году. Т.е. есть некий юбилей, вполне себе круглый. Это слова из повести «Пламя». Единственной повести, автором которой является Николай Рерих. Он плодовитый был литератор, и стихи писал, и эссе, и пьесы. И единственная в его наследии есть повесть, которая написана в Приладожской Карелии. Дело в том, что с 1917 года Николай Константинович с семьей, с супругой и сыновьями, жил на территории Финляндии. Жил он в Сортавала на острове Тулолансаари, а потом, в конце 1918 года, перебрался в Выборг и прожил в Выборге полгода. И вот почему «помни о Севере», почему в своей повести «Пламя» Рерих пишет об этом? Дело в том, что эта природа северная, она привлекала его с давнего времени. Он неоднократно приезжал в эти места, он совершил большую поездку в 1907 году. И когда в 1917 году он с семьей сюда приехал в Финляндию, это были места ему знакомые уже, уже он знал, что он увидит. Эти скалы, эти сосны, это пространство Ладоги, низкое небо, все это казалось ему не сумрачным и унылым, как, скажем, об этом писал Левитан, ему не очень комфортно было в этих условиях, а как раз для Рериха природа эта северная казалась очень – даже не умиротворяющей – живительной, бодрящей, дающей энергию, дающей силу. И вот об этом он как пишет, почему нужно помнить о Севере. Для того, чтобы в жизни своей подпитываться этой северной энергетикой. И в какой-то степени вся наша выставка она как раз про воспоминания о северной земле, может быть даже про мифологию Севера, про восприятие Севера, которое складывалось на протяжении восемнадцатого, девятнадцатого и самого начала двадцатого века. Вот такие хронологические рамки выставки.

 

 

И у нас представлена живописная работа. Для нас это очень важно, потому что эта работа никогда в Выборге не демонстрировалась. Это произведение, которое называется «Выборгская крепость». Это картина, которая хранится в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Нам привезли ее из Москвы. Она небольшая. Очень-очень красивая, очень строгая, в выдержанных в таких немножко бледных серо-коричнево-зеленых тонах. Эта работа, должна тут честно вам сказать, авторство Рериха не окончательно тут доказано, она поступила в собрание музея по учетной документации Рерих со знаком вопроса. Мы таким вот образом будем ее демонстрировать. Но по всему она полностью соответствует тем образам, которые характерны для творчества Николая Константиновича Рериха этого периода.

 

 

Вообще, Выборгскую крепость писали много, и вот что интересно, вот что характерно: на протяжении всего XIX века, скажем, Выборгская крепость изображалась не совсем северной крепостью. Может быть из-за того, что это произведения мастеров академической живописи, например, работы Льва Лагорио, у него две картины есть, изображающие Выборгскую крепость, или в прошлом году мы привозили и делали отдельную выставку, посвященную Казрое Дузи – это все такая проекция Средиземноморья на наш северный пейзаж. Вроде как скалы, вроде как древние стены, но все это выглядит немножко-немножко Италией. Наверно, действительно, потому что это академическая живопись. Что касается уже живописи XX века, все-таки произошел этот перелом, и это как раз очень важно, то, что на той работе, которая представлена на выставке, мы увидим уже совершенно иной Выборгский замок – именно замок Севера, крепость Севера».

 

 

Очень интересно узнать подробнее про сам Выборгский замок, но мы перенесем этот рассказ в наш следующий выпуск. Тем более, что выставка продлится до 25 июля и у петербуржцев будет возможность посмотреть все самим. Ну а кто живет гораздо дальше, может послушать передачи, посмотреть фотографии на сайте, а может быть и приехать в Петербург и уже тогда выделить день для посещения Выборга.

 

Аудио, фото – Екатерина Степанова.

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru