Что такое Триодь

«Пастырский час»

Протоиерей Александр Рябков

Тема: Триодь

Прямой эфир 20 апреля 2017 г., 20:30

АУДИО

По всей видимости, первоначально существовала полная Триодь, охватывающая период церковного года с недели мытаря и фарисея и до недели всех святых. Лишь позднее она была разделена на постную и цветную, по-гречески названия этих частей звучат «триодион» и «пентикостарион». Деление единого свода богослужебных текстов под названием Триодь имело два разных способа. Более древняя традиция деления — когда цветная Триодь начинается службами субботы Лазаря. И, таким образом, название цветной Триоди получало оправдание, она вбирала в себя службы недели Цветоносной. Такая традиция свойственна большинству греческих текстов и некоторым славянским спискам.  Второй вариант, который сегодня у нас повсеместно распространен, это когда постная Триодь завершается службой великой субботы, а цветная начинается неделей Пасхи. Данная традиция укоренилась с реформ патриарха Никона и потому правильно называть нашу современную Цветную Триодь тоже старинным словом Пентекостарь. Впервые так постная и цветная Триоди были разделены в издании Триоди 1660 года. Но даже в конце XVI века выходили издания, где вторая часть Триоди начинается с Вербного воскресенья, например, черниговское издание 1686 года.

Начиная с III века христиане соблюдали пост перед Пасхой. Постепенно к этому все более увеличивающемуся посту прибавилась и Страстная Седмица. Богослужение ее получило свое полное развитие позже Х века. Можно полагать, что к VII веку пост уже продолжался 40 дней и имел приготовительные недели, по крайней мере, неделя сырная уже была в Иерусалимской Церкви, а недели мясопустная и о блудном сыне появились в IХ веке в Константинополе.  Основную часть Триоди составляют песнопения – их более 600. Большинство этих песнопений составляют разнообразные каноны. Они могут быть из 8, 9, 4 или 3 песней. Тексты стихир, которых тоже много, написаны в силлабо-тоническом размере. В греческих печатных и рукописных богослужебных книгах стихотворные строки разделяются точками. Отсюда эта традиция перешла и в славянские рукописные и печатные книги, хотя перевод гимнов был уже прозаическим.

Со временем объем Триоди возрастает, так как в нее входят синаксари и паремии. Под наименованием Триодь мы понимаем объединенные постную и цветную части. Основу современной Триоди составляют две разные Триоди двух разных авторов – это святые Феодор Студит и Иосиф Песнописец, жившие в  IХ веке, один в Греции, а другой на Сицилии. В рукописной Ватиканской Триоди ХI века уже присутствуют как трипеснцы святого Феодора, так и аналогичные гимны святого Иосифа. В более ранний период богослужение Великого поста составляли кондаки, в основном они представлены произведениями святого Романа Сладкопевца. Еще один из авторов Триоди – святой Андрей Критский. Его авторству принадлежит не только известный покаянный канон, но и каноны в неделю Пасхи, неделю Антипасхи и неделю Жен мироносиц. Сам покаянный канон вероятнее всего был написан не для великопостного богослужения. О его создании есть два мнения, предполагающих в этом произведении или покаянную автобиографию автора или приуроченность к минейной дате прославления святой Марии Египетской.

Завершая краткий литургический обзор состава Триодей, надо заметить, что очень многие имена святых, чьи гимны и каноны присутствуют в данном богослужебном компендиуме, не были названы. В добавление надо сказать, что Триодь взаимодействует с минеями. Особым случаем этого взаимодействия является совпадение Пасхи с праздником Благовещения, которое называется Кириопасха. В таком случае совершается особо торжественное богослужение и у этой особенности есть объяснение. До детально разработанной пасхалии Пасха в Древней Церкви праздновалась в день Благовещения, ибо считалось, что Воскресение  Христово произошло в тот же день года, когда Пресвятой Деве Марии явился с благой вестью Архангел Гавриил.  Заметим, что в традициях древних христиан такое сопоставление праздников было не единственным. 25 декабря также в одном праздновании были слиты события Рождества и Богоявления и зеркально этому 25 марта отмечались вместе Пасха и Благовещение. Назначение этих праздников на 25 число месяца вполне прозрачно объясняют этот выбор заметными переменами в природе, соответственно зимним солнцестоянием и весенним равноденствием. Позднее была разработана подробная пасхалия.

 

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru