6+

Богословие прощения

Программа Марины Лобановой

«Встреча»

Тема: богословие прощения

Гость: Константин Андреевич Махлак, преподаватель Института богословия и философии

Эфир 15 февраля 2018 г.

АУДИО

 

«Прощать по какой онтологии?» – задается вопросом греческий священник, богослов и психолог протоиерей Василиос Фермос, статья которого «Прощаю, следовательно, существую» стала отправной точкой в разговоре о богословии прощения.

 

В статье «Прощаю, следовательно, существую: прощение как полнота жизни» он указывает на четыре типа прощения, которые можно назвать внерелигиозным прощением: обычное прощение (если мы прагматичны и у нас нет другого выбора), прощение из-за встречного сочувствия (мы помним собственные грехи и промахи и от этого склонны к прощению), прощение ради внутреннего спокойствия (прощаем для обретения покоя, ведь в противном случае хуже будет нам самим). «Все три типа прощения встречаются и вне религий. – Пишет автор статьи. – А четвертый уже только внутри: подчинение Господней заповеди. Мы прощаем, поскольку так нам повелел Господь. Очень часто все четыре подсказаны духовниками. При этом … все они поощряют прощение в основном с целью выгоды. Мне кажется, в христианской духовной жизни стоит поискать более богословски глубокую причину, чем выгода. Прощать по какой онтологии?»

В чем душевный смысл прощения – это могут рассказать хорошие психологи и просто культурные, воспитанные люди.

 

Константин Махлак

 

В чем духовный смысл? В чем богословский смысл?

Опасно ли «подменять» одно прощение другим – «духовное» прощение, онтологически соединяющее нас со Христом, «обычным» прощением, позволяющим мирно сосуществовать в социуме? Или и для христианина вполне достаточно быть просто воспитанным, незлобивым человеком?

 

Константин Махлак считает, что т.н. «обычное» прощение тоже включает человека в план христианства, т.к. делает человека способным принять Христа и Его благовестие.

 

Почему евангельская любовь к врагам не становится «стокгольмским синдромом».

 

Как прощение осуществляет заповеди Ветхого Завета – Закона Моисея.

 

«Простить — значит забыть» – не библейский принцип.

 

Притча о блудном сыне и слова молитвы Господней «…и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим…».

 

На Сервисе скачиваний

Махлак Константин Андреевич

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru