Протоиерей Александр Степанов: Здравствуйте, дорогие..." />
6+

Архимандрит Иоаким (Парр). Часть 1

Протоиерей Александр Степанов:
Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Сегодня в гостях в нашей студии схиархимандрит Иоаким (Парр), настоятель монастыря преподобной Марии Египетской в Нью-Йорке.
Отец Иоаким последний год, может быть, два года становится очень известной фигурой в нашей церковной жизни. Если мы откроем Интернет, то увидим очень большое количество его выступлений перед монашествующими, перед мирянами, бесед с разными священниками, интервью. И все они убеждают меня, что отец Иоаким – человек, который может говорить о духовной жизни именно из своего личного опыта. Сегодня это не так часто можно встретить. Беседы отца Иоакима у меня рождают впечатление, что это человек, который может говорить уже от себя, от того, что он сам пережил. Поэтому сегодняшнюю беседу я хотел бы посвятить самым общим вопросам духовной жизни человека.
Может быть, я начал бы с вопроса о Вашем собственном духовном пути. Я знаю, что Ваш монастырь был создан, организован из людей, которым Вы помогали – это были бездомные. И первый вопрос: какую роль эти люди сыграли в Вашей собственной духовной жизни?

Архимандрит Иоаким (Парр):
Мы не помогали кому-либо. То, что мы делали меньшим сим, то мы делаем Господу. Когда ты начинаешь делать, то ты пока этого не понимаешь. И тебе кажется, что ты делаешь что-то для кого-то. А по-настоящему эти люди меняют все твое бытие. Евангелие не проживается в каких-то концептуальных идеях. Евангелие – это вочеловечение; это прикосновение к ранам Христа и Его людям. И ты начинаешь понимать великое милосердие Божие по отношению к тебе в проживании среди бедных, в войнах и среди разных страданий человеческих. И ты видишь, что те, которые являются частью какой-то основанной структуры, они именно являются бедными; а те, которые живут ото дня ко дню и которые благодарят за то, что они живы, именно они имеют какой-то контакт с Богом.
Мы думаем, что когда мы имеем так много в этом мире, что мы можем контролировать свои жизни; но когда мы серьезно заболеваем, у нас рак, инсульт, сердечные приступы – мы просто шокированы тем, что это произошло именно с нами. Мы не понимаем, что каждый день – это дар Божий. Это тот дар, который мы должны отдавать Ему, а не потакать себе, своим слабостям.
Когда я начал работать как монах, как священник среди людей бедных, ко мне постепенно пришло понимание того, что настоящие бездомные – это духовно бездомные люди. Когда ты приходишь на православный приход, а это очень маленький процент людей, которые проживают в нашей стране, и в этом маленьком приходе, в этой маленькой организации существует целый микрокосмос страдания, недостаток знания того, кто есть Господь, как иметь дело с ежедневными страстями. И ты понимаешь, что люди уничтожаемы тем миром, в котором мы сейчас живем. А евангельские ценности никакого смысла для них не имеют.
Когда я работал с бездомными и служил им, те, которые были зависимы от алкоголя и другого и которые уже выздоравливали от зависимости, то православные христиане стали приходить на эти богослужения. И я увидел, что существует более великая нужда в кормлении души, нежели тела. И тогда вокруг монастыря начал формироваться приход. Люди начали приходить и искать жизни монашеской. И дошло до того, что у нас уже не было места для проживания в нашем доме. Тогда нам пришлось приобрести в собственность место в трех часах езды от города – там теперь располагается основное братство.
Материальная работа милосердия – это очень важно. Это делали монахи, служа бездомным, но это также должно быть работой для людей Божиих. Я начал брать с собой людей, кормить людей на улицах. Очень трудно это поддерживать среди людей. Люди готовы просто выписать чек – это проще. Они готовы предложить деньги. Но они не готовы пойти и это делать. Не готовы каждый день это делать, пойти ночью на улицы разговаривать, одевать, кормить. Это те, которые потеряли цель. Поэтому я понял, что монашеское свидетельство – это очень сильное и очень важное свидетельство. Что наше социальное действие милосердия в Церкви – это не только наша обязанность; это та привилегия, которую миряне могут получить. И нам нужно воодушевлять, расти и становится сильнее, чтобы наши люди могли увидеть, что служение – это дар Божий. Христос пришел и дал нам пример. Он не пришел сюда императором, Он не пришел сюда судьей. Он пришел в бедности, Он пришел смиренно и пришел как слуга. И это именно то, что нас должно учить. И когда Церковь находится в бедности, когда Церковь смиренна, когда Церковь находится в служении, тогда Евангелие чистое, ясное и живое.
Когда мы принимаем формы коррумпированного общества, среди которого живем, люди больше не слышат Евангелия. Они больше не видят свидетельства Христова. Все, что они видят – это только организация. Это зависит от мирян, и это зависит от монашествующих и от клириков, конечно. Для того, чтобы мы свидетельствовали мир так, как Христос это делал.

Протоиерей Александр Степанов:
То есть служение милосердия должно являться неотъемлемой частью жизни христианина?

Архимандрит Иоаким (Парр):
Невозможно любить кого-то, кто голодает, если ты при этом его не накормишь.

Протоиерей Александр Степанов:
У нас многие занимаются какой-то благотворительностью. Например, ходят в больницы, ухаживают за тяжелыми лежачими больными, посещают детские дома, психоневрологические интернаты. Но, конечно, они встречаются с большими внутренними проблемами на этом пути. Прежде всего, нужно ли понуждать себя к этому – потому что иногда не хочется это делать, иногда лень, иногда просто хочется отдохнуть – ведь люди работают, естественно, а занимаются этим служением в свободное время. Иногда возникают проблемы в семье, потому что там тоже есть какие-то обязанности, и иногда домашние могут реально страдать, а иногда это просто вызывает недовольство. Иногда люди говорят, что они несколько лет ходят в больницу, и им уже тяжело, им трудно. Нужно ли себя понуждать?

Архимандрит Иоаким (Парр):
Вопрос достаточно сложный. Очевидно это зависит от того, с кем мы работаем, и, конечно, зависит от индивидуальных способностей человека. Но любовь не знает границ. Если твой ребенок болен, а ты проработал весь день, и у тебя возникает какое-то напряжение с твоим мужем или женой, и у тебя какие-то долги, и совсем все не так хорошо на работе – но у твоего ребенка температура ночью, и твой ребенок сильно болен. Ты ведь никогда не скажешь, что я не буду о нем заботиться, потому что я очень устал, потому что я в стрессе сегодня. «Я лучше позабочусь о нем завтра» – ведь мы так никогда не скажем о нашем больном ребенке. Любовь говорит тебе: «Ответь». Любовь говорит: «Служи». И ты даже об этом не думаешь, ты просто по-другому не можешь. И я думаю, что то, чего нам не хватает, это не нежелание делать вещи, а настоящего понимания того, кого мы любим. Если бы я сказал вам, что какой-то убийца попал в аварию, и он страдает сейчас, и нужно полгорода проехать до его машины – вы бы, наверное, не поехали ему помогать. Но если бы я сказал, что ваш ребенок попал в какую-то аварию среди ночи, и никого кругом нет, и он страдает – вы бы туда помчались, несмотря ни на что. Видите – одинаковые обстоятельства, но к одному у вас есть любовь, а к другому – нет.
Что же с нами, с христианами, не так? Почему мы не имеем взаимоотношений любви со Христом? У нас есть взаимоотношения любви с собой и с миром, но не с Христом. И Он нам скажет, каждому из нас: «Я был болен, Я был в тюрьме, Я был наг, Я был голоден, а вы не одели Меня, не посетили Меня, не накормили Меня, вы не помогли Мне». А мы скажем: «Когда же это было, Господи?» И Он нам покажет все те моменты, когда мы приходили мимо человеческой беды. Как мы можем это объяснить себе? Да, нужно рассматривать разного вида практичности. Но разве с нашим путем жизни все в порядке? Почему мы более озабочены материальной стороной более, чем духовной? Что же в нашей жизни неправильно, что мы делаем в Церкви не так? Можно сказать людям, что Церковь – это только здания, и что мы должны сделать эти здания совершенно прекрасными для того, чтобы славить Бога. А настоящее, физическое присутствие Божие – оно в человеке, но мы этого даже не видим. Я не говорю, что мы не должны делать и того, и другого.
Вот если вы человек, который живет в браке, семейный человек, и если ваш ребенок работает и зарабатывает очень много денег, и вот он заработал миллион долларов, и приходит домой и вам на стол бросает в подарок часы «Ролекс», и говорит: «Это тебе на день рождения. Но я не могу остаться на ужин, я тороплюсь». Мне кажется, что это не добрый подарок. Если ваш ребенок беден, он не может работать, и он просто сделал вам самодельную открытку, но с любовью, и он скажет вам: «Я хочу провести с вами вечер, потому что я вас люблю. С днем рождения!» Конечно, эта открытка будет для вас более ценна, чем те брошенные часы «Ролекс». А мы иногда бросаем эти часы «Ролекс» в бедных и думаем, что наша обязанность выполнена. Нет, мы должны как-то, каким-то образом отражать Евангелие и слышать то, что Христос хотел нам сказать. Ведь Он не пришел и не завалил весь мир чудесами, Он не решил все проблемы. Он пришел, принял наше бытие, все, кроме греха, и показал, как нужно служить, как быть, как существовать, как любить. Но мы это не хотим услышать. Мы предпочитаем иметь чудеса, чтобы нам не нужно было быть вовлеченным в страдание мира, чтобы нам было легко и чисто. И мы можем сказать: «Вот, я уже это сделал. Сколько же еще я буду продолжать это дело?» А мы должны продолжать это до того момента, пока мы не полюбим всех. Но мы этого не понимаем. «Я ведь уже дал? Сколько же я еще буду давать?» Но Господь Бог отдал Себя. И мы не должны давать меньше.
Наши люди по всему миру – это наши дети, православные и неправославные. И они умирают от себялюбия, от эгоизма. Они умирают от пустоты. И поскольку они пусты, они наполняют себя вещами. А Христос пришел в такой же, совершенно такой же мир и сказал: «Это не путь. Надо быть слугой – вот верный путь. Не нужно быть хозяином». Но мы это еще не услышали.

Протоиерей Александр Степанов:
Я думаю, что с этим связан вопрос, который задают многие верующие, когда они говорят, что вот, я уже несколько лет живу в Церкви, исповедуюсь, причащаюсь регулярно, не совершаю каких-то серьезных грехов. Но у меня нет радости. Я не чувствую, что я что-то приобрел. И эта церковная жизнь становится какой-то механической работой – хождение в Церковь, вычитывание правил, утром, вечером. Я думаю, это связано одно с другим.

Архимандрит Иоаким (Парр):
У нас очень сильное борение с пониманием реальной церковной жизни и удовлетворения ею. Большиство из нас хочет быть удовлетворенными, потому что у нас нет понимания реализации, исполнения нашей церковной жизни. Радость и мир приходят только людям реализованным. Удовлетворение – это награда себе самому, и она кончается в себе. Но получается, что удовлетворения реализация церковной жизни тебе не приносит, потому что удовлетворение – это о себе: «А что я делаю для себя? Что я из этого получаю? Я сделал вот это, и вот это, и вот это – и почему я этого не получаю?» Но исполнение, реализация церковной жизни – это отношение. И иногда это приносит великую печаль и боль, но оно всегда приносит единение, оно всегда приносит любовь и приносит цель. А удовлетворение этого никогда не делает. И когда люди подсчитывают стоимость затрат – это уже разговор не о любви. Это разговор только о них самих. «Сколько я сегодня должен молитв прочитать, потому что я очень устал и много работал?» или: «Вот, я причащался в воскресенье, а в понедельник опять великий праздник – что же, мне опять молиться и причащаться?» Мы все время думаем о затратах своих, о цене. У нас нет и мысли о любви. Мы делаем нечто для того, чтобы что-то получить. И мы не делаем для того, чтобы просто любить и просто отдавать. А когда ты любишь, у тебя одна печаль – что ты не можешь достаточно дать, ты не можешь отдать столько, сколько хотел бы. Сколько бы ты не отдавал, тебе всегда хочется отдать еще больше. И если у тебя есть тот, кого ты по-настоящему любишь, ты ведь никогда ему не скажешь: «Я с тобой уже проговорил, мне уже надо уходить или – мне пора ложиться спать». У тебя просто нет желания уходить. И неважно, сколько бы времени с этим человеком не провел, тебе все кажется мало.
Законы становятся цепями, когда нет любви. А когда есть любовь, тогда цепи не существуют. И тогда просто нет законов, потому что ты их исполнил в любви. Нам просто не хватает любви. У нас недостаток понимания взаимоотношений, Для большинства из нас Господь Бог Иисус Христос – это концепция, это не люди. И поэтому с Ним и с ними просто невозможно иметь взаимоотношений, как невозможно иметь взаимоотношений с концепцией. И мы не имеем особых, личных, интимных взаимоотношений с Богом, но просто исполняем какие-то правила и обязательства. «Вот я сделал – А, В,С, все пункты, а теперь я закончил. Я сделал то, что я должен был сделать. Разве мне нужно делать больше?»

Протоиерей Александр Степанов:
Как же умножить любовь?

Архимандрит Иоаким (Парр):
Мы этого сделать не сможем. Это любовь нас увеличивает. Любовь нас выращивает, мы не можем ее выращивать. Поэтому мы должны понять, что без любви мы ничего не имеем, ничего вообще. Мы просто занимаем место на этой земле, мы потребляем очень много воздуха, мы умираем. И многие радуются, когда мы уходим. Но с любовью каждый любит нас, потому что мы что-то им отдаем. Любовь, в которой мы нуждаемся, она у нас есть, и никто нам не может дать больше любви. Потому что Господь любит, и любит каждого из нас полностью, несмотря на то, что мы делаем. И неважно, любим мы Его или нет, неважно, грешим мы или нет – Он любит нас. И поэтому это всегда внутри нас, чтобы просто взять это и любить друг друга. Вот что Он хочет от нас. Если я люблю Бога, я люблю и тебя. Потому что мне не нужно ничего, мне нужно просто отдавать то, что я получил. Это именно это: «Разве я должен их прощать после того, что они со мной сделали?! Разве я обязан прощать?» Конечно, ты обязан прощать – ведь если ты не простишь, ты убьешь себя. И мы не распознаем, что прощение является частью любви. Мы не видим, что любовь – это единственная цель этой жизни. Это не любовь к себе, но это любовь к Богу и к ближнему.

Протоиерей Александр Степанов:
Да, конечно, очень важно это правильно понимать. Тогда выправляется путь, появляется цель.
Но вот такие практические вопросы часто задают люди. Скажем, молитва. Наверное, она также понимается часто законнически – сколько нужно молиться? Есть практический вопрос: как бы Вы посоветовали новоначальным – молиться по молитвослову, читая тексты, или молиться своими словами?

Архимандрит Иоаким (Парр):
Оба эти действия важны. Когда кто-либо приходит в Церковь, либо он православный, либо еще нет, то всегда задает вопрос: «Как я могу узнать, чего желает от меня Господь? Как? И как вы молитесь?» Им не нужна книга. Им нужно показать. И Господь Бог показывает, как молиться. Когда меня спрашивают, как я молюсь, что такое молитва, я говорю им: «Не беспокойтесь об этом пока. Все, что я от вас сейчас хочу – чтобы вы взяли лист бумаги и подумали о Боге. И чтобы вы пришли ко мне через неделю и сказали, Кто для вас Бог». Обычно они возвращаются ко мне и говорят: «Я не знаю, Кто Он». Или они дают какие-то известные, фиксированные ответы. Тогда я говорю им: «Хорошо. Я предлагаю вам некоторые имена, я их пишу. И я хочу, чтобы вы этим людям посоветовали, как им поступить, чтобы решить их проблемы». Первое, что мне отвечают: «Но ведь я совсем не знаю, кто эти люди? Я не знаю, какие у них проблемы? Я никогда их не встречал?» Тогда я им говорю: «А как вы можете им писать?» И они отвечают: «Конечно, я не могу». И я им тогда говорю: «Поэтому и вы должны узнать Бога прежде, чем молиться Ему. Давайте я вас представлю Богу. И после этого, когда вы Его узнаете, когда вы захотите с Ним разговаривать, тогда у вас появятся вещи, которые вам нужно будет Ему сказать». Без знания Бога молиться невозможно. После того, как они Его узнают, я им говорю: «Следующая проблема состоит в том, что для гордого человека молитва невозможна. Вам нужно стать смиренным. Вам нужно иметь любовь. Ты не смиренен – и тогда ты будешь не в состоянии молиться. И ты должен работать над собой». «А как ты можешь стать смиренным, я даже не знаю, что это означает?» И ты ему объясняешь, что такое смирение, что человек благодарный становится смиренным. Ты проходишь через серию этих объяснений и показов – и тогда человек приводится в Церковь. И тогда он должен научаться молитве.

Протоиерей Александр Степанов:
Вы сказали: «Давайте, я представлю вас Богу. Я познакомлю вас». Что это значит?

Архимандрит Иоаким (Парр):
Если я знаю Вас, и кто-то хотел бы Вас использовать для своей помощи или просто Вас понять, я прежде всего рассказал бы ему, кто Вы. Я могу рассказать о Вас, как Вы помогли мне. Я ему рассказываю, что он должен знать о тех вещах, которые интересуют Вас.
Если я хочу кого-то научить молитве, я им рассказываю о Боге, о том, что Он сделал в моей жизни, как я Его узнал. Я им рассказываю о чудесах, которые Господь совершил, и вместе мы совершаем молитву. Придите ко мне, когда я разговариваю с Богом – и тогда мы вместе будем учиться.

Протоиерей Александр Степанов:
То есть Вы рассказываете о своем опыте общения с Богом.

Архимандрит Иоаким (Парр):
Да. Христос, придя на эту землю, сказал: «Тот, кто видит Меня, видит Отца». «Я вам покажу, Кто Господь – люби ближнего в послушании Отцу», и через жизнь Свою во взаимоотношении с Отцом он рассказал нам о жизни. И Сам, любя Бога, будучи Ему послушливым, Господь показал нам Его через Себя. И поэтому мы должны показывать Бога. Мы должны стать иконой Бога.

Протоиерей Александр Степанов:
Наверное, Вы даете читать Евангелие людям. Какое место занимает чтение Евангелия наряду с другими духовными чтениями, которых, конечно, очень много. Некоторые люди говорят, что Евангелие – это потом, а вот сейчас нужно почитать святых отцов или что-то еще. Я бы хотел, чтобы Вы сказали, какое место Евангелие занимает в Вашей жизни и должно занимать в жизни христианина.

Архимандрит Иоаким (Парр):
У меня был прихожанин много лет назад, который изучал в университете конституционное право. Он был удивительно умным человеком. И примерно через три четверти прохождения семестра он сказал профессору: «Я не понимаю этот предмет. Мы прочитали всех, кто только есть на свете, все проанализировали, критику Конституции рассмотрели, но мы еще до сих пор не открыли Конституцию и не прочитали ни одного предложения. Это примерно так же, как читать чье-то мнение о книге вместо того, чтобы прочитать саму книгу». Профессор ему сказал: «Тебе больше приходить не надо. У тебя отличная оценка. Ты понимаешь, что нужно делать. Ты читаешь Конституцию и ты понимаешь ее вместе с объяснениями. Ты не читаешь объяснения и комментарии на Конституцию вместо Конституции».
Мы должны читать Святое Писание – но с руководством. Без руководства можно там потеряться. Без руководства ты не поймешь, о чем там идет разговор. Потому что Евангелие, оно живое, это слово Божие, которое обращается к сердцу человека. Оно находится далеко за пределами просто книги идей. Поэтому каждый должен читать ее с молитвой, со смирением. И лучше всего читать ее на коленях, чтобы ты почтительно относился к Богу, Который к тебе обращается. И тебе нужно повернуться к тому, кто знает Бога лучше, чем ты; который сможет тебе помочь понять, что это означает. Христианин, который не читает Евангелие ежедневно, он не знает Бога. Это животрепещущий вопрос. Но это никак не дает нам права его интерпретировать. Я говорю братьям в монастыре: «Вы просто обязаны своим крещением проповедовать Святое Евангелие каждому, везде и во все времена. Но: не своими словами, а своим примером». Поэтому мы читаем Евангелие не для того, чтобы рассказать, что оно подразумевает. Мы читаем Евангелие для того, чтобы научиться жить жизнью Христовой и следовать за Христом.

Протоиерей Александр Степанов:
Наша беседа с отцом Иоакимом на этом не закончилась, и поэтому мы решили разбить весь наш разговор на несколько частей. И первая часть на сегодня закончилась.
Прослушав наш разговор, я хотел бы сделать несколько комментариев к тому, что мы слышали. Первое, что, наверное, бросается в глаза, это то, что отец Иоаким практически не ответил ни на один поставленный мною вопрос, а мои вопросы были продиктованы, как правило, теми вопросами, которые адресуются к нам, в программу «Пастырский час» или просто к священникам в храмах. Так вот, эти вопросы, как правило, носят характер вопрошания о некой норме – что я должен сделать? Как мне нужно молиться? Как мне нужно поститься? Как мне нужно причащаться? И предлагая обычно какой-то ответ, священник как бы признает уместность в принципе такого «нормирования» духовной жизни. Каждый из нас имеет свои представления о том, что разумно, что неразумно требовать от людей. Но сохраняется именно этот принцип того, что существует некоторая та или иная норма – может быть, индивидуальная для каждого, но тем не менее она в принципе есть. И тем самым мы как бы принимаем это предложение вопрошающего человека говорить с Богом на языке закона, на языке правил, на языке каких-то установлений. И, действительно, большинство людей интересует именно, сколько и каких именно молитв надо в том или ином случае прочесть; какую именно пищу можно есть в тот или иной пост; обязательно женщине носить платок в храме или нет – и так далее. Но, в общем, мы должны по существу честно признать, что такой характер построения взаимоотношений человека с Богом – это характер ветхозаветный. Именно в Ветхом завете все строилось на правиле и на законе.
Но Христос принес Новый завет. Он пришел в мир и дал новую заповедь. Он говорит: «Новую заповедь даю вам». Какую же новую заповедь? «Да любите друг друга». И вот любовь, как раз то, о чем говорит отец Иоаким, это то, что не знает нормы; то, что в принципе не имеет нормы. Христос по сути дела показывает нам Своей жизнью то, как можно осуществить эту заповедь. Это невозможно вместить в какие-то рамки правил – делай то-то, и тогда будет любовь. Христос просто показывает, как это можно осуществить, и являет это до смерти и смерти крестной. И вот это главная, центральная мысль Нового завета, Евангелия, она как-то упускается из виду.
Я думаю, что очень большая заслуга отца Иоакима (Парра) в том, что он пытается как-то освежить в нашем сознании, что такое христианство в принципе. Не потому, что не нужно совсем ориентироваться на какие-то нормы – мы ведь принимаем десять заповедей Моисея, мы принимаем нравственные правила; мы можем принять и установить какие-то правила и в нашей повседневной духовной жизни. Но очень важно понимать, что этими правилами не то, что не исчерпывается христианское понимание жизни, а это есть не больше, чем только вспомогательный материал для построения этой духовной жизни, которая должна быть основана на одном единственном – на любви к Богу и любви к человеку. И Евангелие совершенно недвусмысленно говорит нам о том, что научиться любить Бога мы можем только научившись любить ближнего, научившись заботиться о нем, научившись жертвовать собою ради наших ближних. Вот об этом, очень важном, как раз и говорит отец Иоаким (Парр), и, мне кажется, его такая неожиданная популярность сегодня в России в результате его нескольких приездов, она связана с тем, что люди почувствовали все недостаточность и в каком-то смысле бесплодность той жизни, которую они вели, думая, что они живут жизнью христианской, а на самом деле еще, может быть, и близко-то не подойдя к тому, о чем, собственно, говорит нам Христос, о чем говорит нам Евангелие.
На этом, дорогие братья и сестры, мы заканчиваем нашу программу «Экклесия», в которой мы беседовали с схиархимандритом монастыря преподобной Марии Египетской в Нью-Йорке Иоакимом (Парром). Как я уже сказал, в следующей нашей программе «Экклесия» мы продолжим передачу этой нашей большой беседы.
Программу для вас провел протоиерей Александр Степанов. Всего вам доброго!

Текст: Ольга Суровегина

Фото: Станислав Марченко

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru