fbpx
6+

Светлана Шешунова «ГОЛОС, ПРАВО СЛАВЯЩИЙ ХРИСТА» Журнал «ФОМА», февраль 2010 Рецензия на книгу «Голос Православия. К тридцатилетию со дня основания», СПб, «Град Петров», 2009.

foma_for_site_bИсполнилось тридцать лет с того дня, когда впервые в мире зазвучало православное радио – в Париже была основана студия «Голос Православия» («Voix de l’Orthodoxie»).

Этому юбилею посвящен объемный сборник интервью, воспоминаний, фотографий и других документальных материалов, изданный в Петербурге силами епархиального радио «Град Петров»*.

Книгу составила и подготовила к печати редактор «Града Петрова» Ольга Суровегина.

Даже беглое знакомство с этим сборником убеждает, что без него теперь не сможет обойтись ни один серьезный исследователь истории русской эмиграции.

История – это, прежде всего, судьбы людей, а книга Ольги Суровегиной включает несколько десятков биографий тех, кто причастен к созданию и работе «Голоса Православия».

Иные из этих биографий похожи на притчу, иные – на приключенческий роман. В живых воспоминаниях крупнейшие события ХХ века предстают совсем не такими, как в учебниках.

Например, основатель радиостанции Евгений Поздеев, встретивший Вторую мировую войну в Польше, из-за своей скаутской формы был принят немцами за польского солдата; они уже собирались расстрелять молодого человека, но увидели из документов, что он русский.

«Так что ж ты не сказал, дурак! – удивился немецкий командир. – Мы же друзья с тобой, заключили союз, Риббентроп с Молотовым. Хочешь водки? Хочешь сигарет?» «Я ничего, конечно, не хотел, я был в страшном унижении», – вспоминал русский эмигрант.

А когда союз Гитлера с СССР обернулся войной, Поздеев с супругой (еще более юной, чем он) поехал работать в Православную миссию в Пскове. Многие эмигранты, подобно этой воодушевленной паре, искали любую возможность, чтобы нести Слово Божие отлученным от веры соотечественникам. И в 1979 году решением этой задачи стало миссионерское служение на радиоволнах.

В эмиграции ощущение Церкви очистилось от многих наслоений (государственных, политических, фольклорных), которые существовали в дореволюционной России. И смыслом существования «Голоса Православия» все тридцать лет была – и остается до сих пор – христианская проповедь, выверенная подлинно церковным богословием.

Проповедь, повествующая о самой сути православного вероучения, а не о народных обычаях, с той или иной мерой случайности прилепившихся к церковным праздникам.

Проповедь, свободная от пафоса «державности» и национальной избранности, от поиска и обличения вездесущих «врагов» – от всего того, что, к сожалению, переполняет в современной России газеты, передачи и сайты, именующие себя православными.

Книга, составленная Ольгой Суровегиной, не претендует на историософские обобщения. Она просто предлагает читателю факты, рассказы свидетелей – почти без комментариев. Однако без всякого умысла она сама собой разрушает как минимум три мифа, и поныне живущих в массовом сознании.

Миф первый: русская эмиграция жила жизнью тоскливой и бессмысленной, поскольку оторванной от родины.

Для большинства наших сограждан ее образ возникает из гротескной пьесы «Бег» М. А. Булгакова (никогда за границей не бывавшего) и грустно-юмористических рассказов А. Т. Аверченко и Тэффи. Влиятельны и стереотипы советских фильмов, выставляющих эмигранта в виде неприкаянного неудачника, пьяно всхлипывающего в парижском ресторане под какой-нибудь ностальгический романс.

Хотя за последние двадцать лет было издано много мемуаров, в которых жизнь Русского Зарубежья предстает разнообразной и содержательной, круг читателей этих книг (как и вообще круг читателей исторической литературы, а не подделок под нее) весьма узок. И вот в книге о «Голосе Православия» звучат голоса детей и внуков тех, кто принужден был бежать из России; они вспоминают о своем семейном воспитании – и перед нами открывается мир, полный глубокого человеческого достоинства.

Мир, осмысленности и плодотворности которого можно только позавидовать. Именно этот мир «белой» эмиграции породил ту проповедь Евангелия, которая уже тридцать лет звучит в эфире.

Миф второй: католический и протестантский Запад – враг России и мечтает искоренить в ней Православие.

Радиостанция «Голос Православия» не смогла бы существовать без щедрой и совершенно бескорыстной помощи инославных – католиков и протестантов из разных стран Западной Европы. На страницах книги рассказан ряд историй об этих чудесно возникавших пожертвованиях, и каждая из таких историй – свидетельство любви и славы Божией.

Миф третий: в современной России невозможна сколько-нибудь существенная преемственность с Россией исторической, перечеркнутой в 1917 году. Если другие страны Восточной Европы, едва освободившись от диктата компартий, быстро восстановили культурное, экономическое, юридическое единство со своим «буржуазным» прошлым и с соотечественниками в рассеянии (вплоть до приглашения бывших эмигрантов на государственные посты), то Российскую Федерацию с тысячелетней досоветской Россией связывают разве что герб и государственный флаг.

Эмблемы значимые, но едва ли влияющие на повседневную жизнь нации. Повседневное же наше бытие до сих пор определяется, по большому счету, советскими моделями мышления и поведения, советскими «старыми песнями о главном». И мы топчемся и кружимся под эту старую пластинку всё в том же очерченном кругу.

Восстановлено евхаристическое общение с Зарубежной Церковью, но для подавляющего большинства наших сограждан это событие прошло незамеченным и никак не отразилось на их самосознании. Живой связи с той Россией, которая была завоевана большевиками (но почти столетие сохранялась в Русском Зарубежье), в сегодняшней жизни, казалось бы, места нет. Но из книги Ольги Суровегиной следует, что иной путь не заказан и нам.

Когда упал железный занавес, в Свято-Покровском монастыре (Франция, Бюсси-ан-От) состоялся семинар для приехавшей из России православной молодежи. Потомки русских эмигрантов «первой волны» передавали этой молодежи свой опыт по налаживанию на пустом месте полноценной приходской жизни, миссионерской и благотворительной работы.

В 1992 году два молодых священника, побывавших на семинаре – о. Александр Степанов и о. Лев Большаков – применили этот опыт на родине: создали и возглавили в Санкт-Петербурге Православное благотворительное Братство св. Анастасии Узорешительницы.

Оно несет многообразные служения, помогая нуждающимся, особенно детям; оно открыло и новые возможности для вещания «Голоса Православия» в России. С 1994 протоиерей Александр Степанов стал представителем этой радиостанции в городе на Неве.

Приезжая в Петербург, сотрудники парижского радио привозили свою аппаратуру, свои конспекты программ, передавали свое видение задач и методов православного радиовещания. В 2000 году на этой основе была создана первая в России официальная церковная радиостанция «Град Петров».

И поныне это радио Санкт-Петербургской митрополии остается уникальным по объему ежедневного вещания, по разнообразию жанров и тематики своих передач, но главное – по глубине церковного и культурного просвещения. А парижский «Голос Православия» по несколько часов в день выходит в эфир на его волнах.

Это, видимо, единственный в нашей стране пример реальной преемственности с исторической Россией. Но и его достаточно, чтобы признать: такая преемственность – не утопия, она более чем жизнеспособна и плодотворна в нашей обычной современной жизни. И для ее осуществления нужно только желание и воля.

Как утверждается в конце книги, вся тридцатилетняя история «Голоса Православия», его деятельность на Западе и в нашей стране – это урок и в какой-то мере даже укор всем нам, в России живущим. В последние двадцать лет перед нами открывались огромные возможности для православного просвещения, но они слишком слабо использовались; это упущение и породило те странности нашей нынешней церковной жизни, о которых говорилось выше.

Как говорит по этому поводу протоиерей Лев Большаков, «сейчас с того уровня уже невозможно начать; всегда упущенные возможности – это не нулевой уровень, а некий отрицательный. Но это означает не то, что мы должны сетовать и опускать руки, а просто осознать ситуацию реально, как она есть, и вдохновиться».

На труд во имя Божие вдохновляет сама эта книга. Судьбы ее героев вызывают в памяти строки Георгия Адамовича, написанные в Париже в 1927 году:

…брезжил над нами
Какой-то божественный свет,
Какое-то легкое пламя,
Которому имени нет.

Читая о сотрудниках «Голоса Православия», словно видишь это «легкое пламя» – отсвет того бремени, которое, по обещанию Спасителя, легко.

Светлана Всеволодовна Шешунова,
доктор филологических наук,
профессор Международного Университета природы, общества и человека «Дубна»

Наверх

Рейтинг@Mail.ru